Марина Лагойкина
Роль мелкой моторики в развитии речи детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика играет ключевую роль в развитии речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Это объясняется тесной связью между двигательными и речевыми центрами мозга, которые работают в координации. Когда ребёнок выполняет действия, связанные с использованием мелких мышц рук и пальцев, такие как рисование, лепка или игра с конструкторами, активируются зоны мозга, отвечающие за развитие речи. Это связано с тем, что нервные импульсы от пальцев проходят через мозг, активируя участки, ответственные за артикуляцию и произношение звуков. Чем лучше ребёнок управляет своими руками, тем активнее у него развивается речевая функция. Особенно важна эта связь для детей с ЗПР, у которых развитие обоих навыков может происходить с задержкой.
Практика показывает, что регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют значительному прогрессу в речевом развитии детей с ЗПР. Например, такие занятия, как складывание мозаики, нанизывание бусин, работа с пластилином или разукрашивание, развивают не только пальцы, но и внимание, память, а также стимулируют речевую активность. Во время выполнения этих заданий дети могут параллельно произносить слова, что создаёт условия для одновременной тренировки как моторных, так и речевых навыков.
Одним из наиболее эффективных методов является использование пальчиковых игр. Эти игры включают как физические упражнения для пальцев, так и проговаривание стихов или коротких фраз, что усиливает связь между движениями и речевым развитием. Например, игры с пальцами, где дети повторяют определённые движения, сопровождая их речью, помогают развивать не только речь, но и координацию, логику и творческое мышление.
Значительную роль в развитии мелкой моторики и речи играет индивидуальный подход. Каждый ребёнок с ЗПР имеет свои особенности, поэтому необходимо учитывать его уровень развития и возможности. Важно также, чтобы занятия были разнообразными, интересными и вызывали у ребёнка положительные эмоции, поскольку эмоциональная сфера напрямую влияет на успешность обучения.
Не стоит забывать и о том, что для детей с ЗПР необходима регулярность. Упражнения на развитие мелкой моторики должны быть частью повседневной жизни ребёнка, чтобы взрослые, будь то воспитатели или родители, поощряли детей к активности, поддерживали их в процессе выполнения заданий, создавая атмосферу поддержки и успеха. Это не только способствует развитию речи, но и повышает уверенность в себе.
Практическая игра: "Пальчиковые истории"
Цель: развитие мелкой моторики и активизация речевой активности у детей с ЗПР. Игра направлена на улучшение координации движений пальцев и рук, а также на развитие словарного запаса, связной речи и творческих навыков.
Материалы:
- Набор мелких фигурок (животные, фрукты, овощи, предметы мебели и т. д.) — желательно, чтобы фигурки были яркими и привлекательными.
- Верёвочки и шнуры для нанизывания.
- Карточки с изображениями предметов.
- Кольца из проволоки или бусины (можно использовать макароны или пуговицы).
- Песок или манка для тактильных упражнений.
Правила игры:
1. "Живые пальчики": Взрослый предлагает ребёнку начать игру с разминки. Это может быть разминочное стихотворение, сопровождаемое движениями пальцев, например:
-"Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — папа,
А вот этот — я сам!"
Дети по очереди загибают каждый пальчик и произносят текст. Такой вид разминки подготавливает мелкие мышцы рук к более сложным действиям.
2. "Путешествие пальчиков": Ведущий показывает одну из фигурок (например, животное) и предлагает ребёнку придумать мини-историю с участием этого персонажа.
Например: "Вот у нас маленький зайчик. Он живёт в лесу. Кого же он встретил?" Ребёнок может выбрать из набора ещё одну фигурку и рассказать, что они делали вместе. Для стимуляции речевой активности взрослый задаёт наводящие вопросы: "Куда они пошли?", "Что увидели?", "Что делали?"
Пока ребёнок рассказывает, он выполняет мелкие движения: пальчиками водит фигурку по столу, повторяет движения, описывающие действия (например, пальцем изображает, как зайчик прыгает, или крутит фигурку — имитируя бег).
3. "Собери ожерелье для героя": Ребёнок получает шнурок и набор элементов для нанизывания (бусины, макароны, пуговицы) и должен создать "ожерелье" или "пояс" для персонажа. Пока ребёнок нанизывает элементы, взрослый комментирует процесс, описывая действия: "Давай сначала положим синюю бусину, потом жёлтую. " Важно, чтобы ребёнок повторял слова и самостоятельно комментировал свои действия.
4. "Следы в песке": В коробку с манкой или песком ребёнок опускает руки и начинает рисовать следы пальцами или мелкими фигурками. Параллельно взрослый задаёт вопросы: "Как ты думаешь, чей это след? Может, это кошка прошла по песку? А куда она направилась?" Это упражнение стимулирует воображение и связную речь, а тактильные ощущения от песка активизируют нервные окончания пальцев.
5. "Найди и расскажи": Ведущий прячет мелкие предметы в песке или манке и предлагает ребёнку найти их, описывая наощупь. Например: "Что ты нашёл? Это круглое или квадратное? Какого цвета?" После нахождения предмета ребёнок придумывает короткую историю или фразу, связанную с этим предметом: "Это яблоко, оно сладкое и красное. Я съел его на завтрак. "
Заключение.
Игра "Пальчиковые истории" помогает детям с ЗПР не только развивать мелкую моторику, но и способствует улучшению связной речи, логического мышления и фантазии. Она включает в себя элементы сказкотерапии, тактильных упражнений и логопедической работы. Таким образом, сочетание игровых и речевых упражнений даёт комплексное развитие, которое эффективно влияет на речевую активность детей.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л. С. "Мышление и речь". — Москва: Педагогика, 1996.
2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. "Возрастная психология". — Москва: Академия, 2006.
3. Эльконин Д. Б. "Психическое развитие в детские годы". — Москва: Педагогика, 1989.
4. Андреева С. В. "Коррекционная педагогика и логопедия". — Санкт-Петербург: Речь, 2004.