оксана лихачева
Роль личности педагога в процессе воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль личности педагога в процессе воспитания дошкольников
Ранние детские годы крайне важны, потому что это период, когда дети должны получать образование, улучшать свои когнитивные, социальные, эмоциональные и физические навыки. Именно в это время дети формируют привычки, которые будут для них двигателем в будущем. И поэтому хорошо спланированное и организованное обучение необходимо именно с ранних лет.
Публикация «Роль личности педагога в процессе воспитания дошкольников» размещена в разделах
Очень важно в раннем детстве дать возможность раскрыть свои таланты каждому ребенку, научить критически и творчески мыслить. Самое же главное, что необходимо заложить в наших детях - это любовь к обучению, сделать этот процесс приятным, интересным. Научить наших детей учиться.
Огромная роль здесь отводится педагогу. Педагог- это «дизайнер», который стремится создать пространство, где все дети имеют возможность учиться. Великие педагоги создают условия для успеха, как садовники. Вы не можете заставить цветок расти, но вы можете спроектировать и улучшить условия для этих естественных процессов. Задача педагога - создавать наилучшие условия для процветания детей.
Как писал Л. Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Я считаю, и это мое твердое убеждение, что самое главное-это любовь к детям и вообще к этой деятельности. Педагог должен иметь профильное образование и знать особенности развития детей. Он должен быть эмоциональным. Дети не терпят безразличия и лжи. В педагогике, особенно работая с дошкольным возрастом, невозможна халтура, здесь нет места лукавству, и в классе на занятии педагог по чести отвечает за все, что делает (или не делает). Дети невероятно чувствительны к тому, как с ними взаимодействуешь. Да и родители всегда видят, как педагог ведет занятия. Вкладывает душу, внимателен к детям или дежурно ведет по программе занятие, искренне заинтересован в успехах детей или – «Вас много, я - одна». Тут все очень прозрачно и понятно. И за это я особо ценю свою профессию!
Наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто, взрослые, их не понимают или не хотят понимать. Роль педагога в умении определить проблему и, соответственно, начать поиск ключей к совместному решению.
Все родители считают себя воспитателями, но далеко не все обладают необходимыми для этого знаниями. И здесь педагог может оказать неоценимую услугу родителям. Педагог должен пополнить багаж их знаний об особенностях воспитания детей, но пассивно полученное знание непродуктивно. Главный момент - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу освоения ребенком содержания образовательной общеразвивающей программы, трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Педагог должен являться примером позитивности. Я всегда готова продемонстрировать свою открытость детям, рассказав им о чем-то своем - интересном, увиденном и пережитом каждый день, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Общаясь с родителями, не сравниваю неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, а напротив, стараюсь каждый раз найти маленький успех ребенка.
Работая с детьми, понимаешь, что педагог должен быть гибким, легко подстраиваться к ситуации, уметь переключаться, импровизировать, быть готовым к тому, что придется на ходу менять весь план занятия. Ну, и, конечно, педагог должен быть творческим, чтобы придумывать новые игры, песни, сказки, разрабатывать творческий блок и т. д. У многих детей активные, заинтересованные мамы и папы. Они с удовольствием помогают своим детям готовиться к мероприятиям и выступлениям. Моя роль состоит в формировании практических умений и навыков в воспитании способных, талантливых детей, что приводит к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
Инновации в сфере образования уже давно никого не удивляют. Для обеспечения полноценного и вариативного образовательного процесса в учреждении дополнительного образования я, например, активно применяю онлайн-курс "Стань школьником с Робобориком". Занятия стали ещё увлекательнее и интереснее, создают правильный эмоциональный и психический настрой. Работа с ресурсами курса помогает не только получить огромный объём знаний, развить интеллектуальные способности и личностные качества учащихся студии раннего интеллектуального и эстетического развития "Дюймовочка", но и помогает научиться работать в электронной образовательной среде. Сейчас это требует современная школа. И теперь дети могут заниматься не только посещая дополнительные занятия, но и дома, используя интернет-ресурсы. Поэтому, очень важно правильно организовать работу ребенка, особенно дошкольника, в домашней среде. А подготовив ребят к различным онлайн-олимпиадам и конкурсам способствовать раскрытию интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. Так, недавно учащиеся студии, под моим руководством, приняли активное участие в онлайн-олимпиаде "Осенний марафон юных интеллектуалов" и международной дистанционной олимпиаде "Инфоурок", и стали победителями!
Я всегда стараюсь грамотно донести до родителей их роль в формировании творческой личности ребёнка, ведь для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение взрослыми того дела, которым он занимается. При организации работы с родителями очень важно проводить интегрированные мероприятия, когда дети и взрослые собираются вместе.
Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, педагог применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, стремясь достичь высокого уровня профессионализма и выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности.
Очень хорошо, что в настоящее время качество дополнительного образования гарантируется образовательными (зачастую, авторскими) программами, образовательный процесс организуется в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. Педагоги стараются строить свои занятия так, чтобы они отвечали современным требованиям и веяниям всей системы образования, применяют здоровьесберегающие технологии, используют инновационные разработки. Ребенок на таких занятиях получает первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, учится выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.
Конечно же, педагоги, работающие в нашей системе, люди увлеченные, иначе и быть не может. Поэтому, осуществляется целенаправленная деятельность по совершенствованию педагогического процесса и повышению личностно-профессионального потенциала педагогов через развитие системы повышения квалификации, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, повышение уровня методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Огромна роль учреждений дополнительного образования в работе с одаренными детьми, ведь только здесь можно применить индивидуальный подход к каждому ребенку, так как существует хорошо выстроенные программы на развитие способностей наших детей. Главное, чтобы педагоги готовы были отдать свои сердца детям.
Одной из отличительных особенностей учреждений дополнительного образования является то, что ребята посещают занятия только если хотят их посещать. Осознание этого факта накладывает большую ответственность на педагога : он должен быть всегда интересен учащимся. Этого можно достичь только постоянно развиваясь и самосовершенствуясь.
Только педагог-творец (творческая личность) знает и способен направить образовательную траекторию ребенка в нужном направлении.
Литература:
1. Забродин Ю. М., Бурменская Г. В. Одаренные дети. М. : Прогресс 1991.
2. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М. : Гардарики, 2004. 3. Нимаева, Е. Г. Родители, дети, педагоги : взаимопонимание и взаимодействие :Образование и воспитание. 2016.