Анна Панфилова
Роль физических упражнений для детей с нарушением зрения
Аннотация: В статье идет речь о роль физических упражнений для детей с нарушением зрения. Эта проблема давно является предметом дискуссий различных педагогов. Неоценимое значение физические упражнения несут в развитии гармоничной личности ребенка.
Публикация «Роль физических упражнений для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Физические упражнения способствуют приобщению детей к здоровому образу жизни, что в современном обществе очень важно, так как эта проблема актуальна среди подрастающего поколения. Они дают возможность развитию и совершенствованию не только двигательной активности, но и социальной. Педагоги и психологи отмечают положительную динамику в развитии детей с нарушением зрения, напрямую взаимосвязанную с хорошей физической подготовкой. Это проявляется как в учебной познавательной деятельности, так и в социально-коммуникативной. У ребенка развивается самоконтроль, повышается самооценка и он чувствует себя свободнее в обществе нормально видящих сверстников.
Множество научных исследований посвящено изучению данного вопроса. Ученые пришли к выводу, что физические упражнения развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга, развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. Ребенку необходимо все время практиковаться для формирования осознанного отношения к деятельности, физические упражнения позволяют применять знания в игровой деятельности.
По мнению некоторых исследователей, физические упражнения способствуют совершенствованию силы, подвижности и уравновешенности, что благосклонно сказывается на развитии нервной системы детей.
Одной из форм работы, которая используется при выполнении физических упражнений, является совместное выполнение движений. Эта деятельность помогает ребенку научиться работать в коллективе, осуществлять действия в парах. В детстве закладываются основы социальной-коммуникативной деятельности, которая выражается в умении доверять партнеру и работать
сообща. Следовательно, ребенку нужно организовать себя таким образом, чтобы совместная деятельность принесла результат.
В научной литературе выделяют особое значение соревнований и эстафет, которые вызывают у детей противоречивые чувства в связи с их победами и поражениями. Психологи считают, что отрицательные эмоции побуждают ребенка к работе над собой, самоконтролю и выполнению более точных движений.
Например, Воробьева Т. А. в своих исследованиях отмечает положительное влияние игр с мячом на способность к точным движениям. Считается, что для детей с нарушением зрения это довольно сложная задача, но при этом физические упражнения и игры способствует совершенствованию навыков большинства основных движений.
Некоторыми учеными подчеркивается влияние физических упражнений на повышение активности и работоспособности детей, если созданы правильные педагогические условия их проведения.
Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка. В играх с мячом используются самые разнообразные действия, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.
Научно доказано, что физические упражнения и игры с мячом используются в развитии пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Дети начинают осознавать стороны света, пространство вокруг себя, совершать различные действия с мячом в различных направлениях.
Таким образом, можно говорить о том, что физические упражнения выступают средством физического воспитания. Направленностью этих упражнений выступает формирование здоровой (физически и психически) личности, посредством упражнений, которые влияют на развитие силы, выносливости, быстроты, а также развивают мелкую моторику, глазомер,
пространственную ориентировку. Хорошая физическая подготовленность повышают познавательную деятельность детей, способствуют развитию коммуникативной деятельности, повышают самооценку ребенка, его саморегуляцию, способствуют развитию мыслительных процессов, а также социальной адаптации в обществе нормально видящих сверстников.