Альбина Даудова
Региональный компонент дошкольного образования как одно из условий реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях.
Современные исследования в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Публикация «Региональный компонент дошкольного образования как одно из условий реализации ФГОС до» размещена в разделах
Культура - как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остается понимаемой всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или к социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Раннему приобщению к культуре родного края, духовно-нравственным и социокультурным ценностям, познанию его прошлого и настоящего посвящена наша работа.
В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса в ДОУ, направленного на развитие детской личности, мы придаем особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника, как его самостоятельная деятельность (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и индивидуальная работа с ним.
В совместной деятельности используем разнообразные формы работы : занятия, беседы, игры (дидактические, подвижные, творческие, экскурсии в музеи, к памятникам города; целевые прогулки, наблюдения, показ спектаклей и сказок, чтение детской литературы, художественный труд, выставки детского творчества, праздничные мероприятия.
Мы исходим из того, что эффективное приобщение дошкольников к башкирской народной культуре происходит при условии, когда оно естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами и желаниями. Мы считаем, что развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий :
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- организация систематического образовательного процесса с использованием наглядного материала;
- тесное взаимодействие с семьей.
Чтобы сформировать у ребенка чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительные отношения к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей природы, поощрять желание узнавать больше об особенностях родного края.
Для решения этих задач мы стараемся дать детям географические и природоведческие представления о Башкортостане, об истории края, культуре и традициях народов, населяющих его.
Знакомство детей с башкирским краем начинаем с родного города, продумываем целевые прогулки по ознакомлению с окрестностями детского сада, рассказываем о достопримечательностях столицы (театры, музеи, парки и т. д., организуем экскурсии к памятным местам.
На занятиях по развитию речи знакомим детей с народными сказками, легендами, с произведениями башкирских писателей и поэтов, помогаем им понять смысл пословиц и поговорок.
На занятиях художественно-эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация) знакомим детей с биографией и творчеством башкирских художников, рассматриваем их картины (Домашников Б. Ф. «Это всё берёзы», «Осень», Лутфуллин А. Ф. «Женский портрет», «Три женщины», Ситдикова А. Х. «Башкирский мёд», «В башкирской избе», Девлеткильдеев К. С. «Девочка-башкирка в голубом»). Используем картины башкирских художников при ознакомлении детей с материальной культурой (пища, утварь, жилище, одежда, представление о которой затем закрепляются на занятиях по ИЗО. Детям с удовольствием лепят из пластилина (медведь с бочонкам мёда, пиала, рисуют (кукла в башкирском наряде, юрта, дружная семья, расписывают башкирскими узорами (салфетка, красивый платок, варежка, сапожек, украшают орнаментом (палас, полотенце, фартук, платье).
На музыкальных занятиях разучиваем песни и танцы разных народов, слушаем башкирские мелодии, знакомимся с народными музыкальными инструментами (курай, кубыз, домбра, воспитываем интерес к познанию духовной культуры башкирского народа.
На физических занятиях проводим башкирские народные игры и подвижные игры других народов Башкортостана.
Особое значение для развития детей имеют дидактические игры. Через дидактическую игру мы знакомим дошкольников с культурой, бытом и национальными традициями («Угадай мелодию», «Узнай и назови театр», «Собери башкирскую посуду», «Узнай достопримечательности Уфы», «Что лишнее?», «Башкирское лото» и др.).
Одними из самых любимых игр дошкольников являются подвижные игры, в том числе народные: «Юрта», «Курай», «Медный пень», «Тимербай» и многие другие.
Такие башкирские игры как «Бой мешками», «Эстафета всадников», «Сабантуй», бег в мешках, бег ложками являются неотъемлемой частью народных праздников.
Театрализованные игры также очень любимы детьми нашей группы. Мы с детьми нашей группы всегда представляем сказки на башкирском языке («Как собака нашла себе хозяина», «Шуба ежа», «Лев и заяц»). На протяжении нескольких лет мы являемся активными участниками районного конкурса сказок народов мира на башкирском языке (аумы, аумы, кит! Здравствуй, здравствуй, сказка)
К этому конкурсу мы готовимся заранее. В этом году мы готовили Армянскую народную сказку «Рыба и змея». Также в этом учебном году мы участвовали в конкуре чтецов и заняли второе место.
В нашей группе созданы благоприятные условия для сюжетно-ролевых игр регионального содержания. Предметно-пространственная среда насыщена традиционными предметами быта башкир. Оформлен специальный уголок, имитирующий обстановку в юрте (нары -, прялка, сундук, тканый палас, подушки, лоскутное одеяло, полотенца). Имеется посуда (самовар, пиалы, расписные подносы, медовницы, бочонок для меда, куклы в башкирских, татарских и русских костюмах, макеты национальных башкирских блюд (беляш, уч-почмак, баурсак).
Развивающая среда в большом количестве представлена сувенирной продукцией производственного объединения «Агидель», предметами узорного ткачества и вышивки, фарфоровыми статуэтками.
Нашу группу украшают картины молодых художников.
Музейная педагогика в последние годы заняла в дошкольном образовании достойное место. Музей, существующий в рамках ДОУ, обладают огромной педагогической ценностью и культурным потенциалом и обогащает предметную среду детского сада, а проводимый в нем кружок развивает познавательную активность детей, расширяет их представления о быте, о традициях башкирского народа.
Вторая экспозиция представлена репродукциями картин башкирских художников:
Бурзянцев А. Д. «Сказ об Урале», «На Кара-Иделе», Лутфуллин А. Ф. «Портрет поэта М. Карима», Нестеров М. В. «Терраса на Капри», «Ранняя весна», «Зима в скиту», Домашников В. Ф. «Калужница цветет», Ситдикова А. Х. «Аромат мёда», «Урожайный год».
Таким образом, использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников включает :
- Ознакомление с родным краем через образовательный процесс, вариативную часть образовательной программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал;
- Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам;
- Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, посиделки и т. д.);
- выбор методов и средств ознакомления с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка);
- взаимодействие с семьей на всех этапах образовательного процесса.