Мария Попова
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения
Сегодня уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Под наличием сформированных коммуникативных навыков подразумевают хорошо развитую речь, умение вступать с диалог, работать в группе, высказывать свою точку зрения, отстаивать ее, принимать чужую точку зрения и т. д. Всему этому в процессе обучения уделяется большое внимание, но факт остается фактом – даже выпускники школ в большинстве своем не обладают перечисленными свойствами.
Публикация «Продуктивный диалог в старшем дошкольном возрасте: проблемы и пути решения» размещена в разделах
Для того чтобы эти умения у ребенка сформировались, педагоги усиленно работают над развитием речи. Они убеждены, что если эта деятельность успешна, то умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе «придут» сами собой. Педагог уверен, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, он сможет вывести детей на уровень свободного общения в диалоге. При этом он надеется на активное участие детей в диалоге, самостоятельность в суждениях, рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное. Почему?
Наверное, стоит поискать объективные причины такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других. Рассмотрим и сравним понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.
Говорят о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь диалогические навыки, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Но входит ли она в понятие «развитие речи»? Сначала некоторые определения.
Речь – способность формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения, представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека имеет следующую структуру:
Потребности и мотивы;
Цели;
Условия и средства достижения целей;
Действия, операции, входящие в способы;
Результат.
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка и мысли, направленный на удовлетворение коммутативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
Под развитием речи подразумеваются:
Обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа под употреблением синонимов, антонимов и др.);
Развитие связной речи (обучение построению различных типов текста – описание, повествование, рассуждение).
Этим и занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую работу и деятельность детей. Мы видим, что задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Считается, что он должен сначала овладеть переделенными речеведческими знаниями, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. Подавляющее большинство педагогов перекладывают обучение диалогу на школьный период. Они полагают, что, если обогатить словарный запас ребенка, научить уместному употреблению синонимов, дать схему построения текста (высказывания, то в дальнейшем, при обучении в школе, он сможет участвовать в диалоге и свободно владеть всеми навыками его ведения. Однако нельзя забывать о том, что диалог – особая форма речи дошкольника, которая не возникает автоматически.
Педагоги ДОУ надеются на то, что в начальной школе детей научат продуктивному диалогу. Педагоги среднего звена негодуют на работников начального образования – не научили воспитанников дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве, и пытаются сходу навязать детям диалог в 5-м и последующих классах. А ведь именно со среднего звена школы появляются такие модные формы и методы обучения, как проектные, исследовательские работы и т. д.
Так откуда же диалогу взяться самостоятельно? «Готовых» диалогичных детей не бывает. Здесь важно не путать с детьми, умеющими поддержать беседу о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы,построить предложение, текс. Но что делать дальше, если он упорно «не говорит»? Что же еще необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем ее.
Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленький человек будет готов к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей дошкольного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления воспитанника, когда диалог станет доступен. А он ждет диалога от нас, взрослых. Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаждаем, не доверяя его субъективному опыту. Чего ждать потом от ребенка, если его останавливали, не поддерживали инициативу говорить, когда он хотел чем-то поделиться.
А далее мы сталкиваемся с тем, что дети не хотят участвовать в диалоге, они разучились (парадокс) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение, не хотят вступать в дебаты, потому что ранее их никто и ни о чем не спрашивал. Получается, мы развиваем лишь речь детей (как средство речевой деятельности, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а развивать надо речевую деятельность. И это – важнейшая задача педагога дошкольного учреждения.