Татьяна Бирулина
Речь как основное психическое понятие его свойства и функции
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как основное психическое понятие, его свойства и функции
Под речью понимают исторически сложившуюся форму общения людей при помощи языковых конструкций, в создание которых заложены определенные правила.
Следует отметить, что данное понятие изучается в русле нескольких дисциплин, поэтому нет чётко сформулированной и окончательной его трактовке. Лингвисты толкуют это слово более узко: речь – это знание и умение человека пользоваться естественным языком. В общей психологии речь – это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств. К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.
Публикация «Речь как основное психическое понятие его свойства и функции» размещена в разделах
Речь является неотъемлемым элементом человеческой деятельности. Благодаря речи человек познаёт окружающий мир, делиться своим опытом и знаниями с другими людьми, как своего, так и последующих поколений. Именно речь обуславливает механизм развития мышления.
По мнению И. П. Павлова, речь – это отличительная особенность человеческого мышления, поскольку предоставляет возможность отвлечься от действительности и обобщения.
Речь (как устная, так и письменная) обладает рядом характерных признаков, среди которых:
1) содержательность, заключающаяся в количестве выраженных в речи мыслей, образов и чувств, их значительности и соответствия действительности;
2) понятность, достигаемая синтаксически верным построением предложений, применением по необходимости пауз и логического ударения для выделения слов;
3) выразительность – эмоциональная насыщенность, яркость, энергичность речи, разнообразие и богатство языковых средств;
4) действенность – влияние речи на поведение и убеждения других людей, их мысли, чувства и волю.
Формы речи – «это типовые способы структурно-семантической организации речевых высказываний на основе соответствующего варианта использования языковых средств построения речевых сообщений».
В общей структуре речевой деятельности существуют три формы: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.
Следует отметить, что в общей психологии и специальной педагогике формы речи классифицируются по-разному, в зависимости от рассматриваемых критериев.
На основании характера используемых средств выражения мысли выделяются устная речь (реализуется звуковыми средствами, кинетическая речь (включает выразительные жесты и позы, употребляется чаще всего совместно с другими формами речи) и письменная речь.
По уровню проявления различается речь внешняя (слышимая, артикулируемая, скрытая речь («про себя», внутренняя речь (свёрнутая и преимущественно предикативная).
По степени активности индивида в планировании и производстве речевой деятельности речь делится на активную (планируемую полностью самостоятельно, реактивную (собеседник-партнер частично и опосредованно принимает участие в планировании) и автоматизированную (с полным отсутствием планирования).
Исследователями выделяется несколько основных функций, выполняемых речью.
1. Коммуникативная – основная функция речи, проявляющаяся в передаче информации от одного человека к другому или группе лиц. Происходит обмен словами, которые воспринимаются как отдельные понятия, содержащие в себе определенные знания.
Данная функция подразумевает, что люди применяют речь в различных видах совместной деятельности как организующее средство.
Коммуникативная функция речи подразделяется на две подфункции : сообщения, когда человек высказывает своё мнение по какой-либо проблеме или характеризует своё отношение к какому-либо предмету, и побуждения к действию, результативность которого зависит от эмоциональной выраженности речи.
2. Регулирующая функция речи (была выделена Л. С. Выготским и изучалась А. Р. Лурией и другими психологами) реализуется в сознательных формах психической деятельности человека – так называемых высших психических функциях, носящих произвольный характер. Проявляется данная функция в том, что люди используют речь для регуляции поведения других людей, а также для овладения собственным поведением, применяя к нему те же стимулы-знаки. Именно благодаря внутренней речи человек способен овладеть своими произвольными действиями.
3. Программирующая функция речи заключается в «построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса – внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий».
Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека, это язык в действии.