Анна Жуманиязова
Ловкость как основное физического качество детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Жуманиязова, МБДОУ №55 «Общеразвивающего вида» городского округа город Воронеж
Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрой реакции на изменяющиеся условия. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребёнка требуется проявление ловкости.
Ловкость, как физическое качество, (по Н. А. Бернштейну) представляет собой способность справится с любой возникающей двигательной задачей правильно, быстро, рационально и находчиво. По Далю, «ловкий» — это значит «складный в движениях». Данное определение невозможно отрицать, так как именно «складность» движений определяет ловкого прыгуна, бегуна, наездника. Несомненно, это важное умение - многие мелкие движения рук, ног, туловища «складывать» в общее движение всего тела, которое в итоге дает высший результат. Умение управлять своим телом и есть ловкость. Ловкость тесно связана с координационными способностями, которые инструктор по физической культуре должен совершенствовать с детьми на каждом занятии, так как через развитие координационных способностей ребенок способен удерживать статическое и динамическое равновесие, точно воспроизводить движения по пространственным и временным характеристикам.
Публикация «Ловкость как основное физического качество детей дошкольного возраста» размещена в разделах
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение ребёнком движений, включённых в подвижную игру или физическое упражнение с меняющимися условиями или дополнительными заданиями, например, бег с преодолением препятствий, передвижения с мячом и т. д.
Как уже отмечалось выше, на занятиях инструктор по физической культуре ставит задачи в развитии таких областей ловкости, как координация движений, ориентировка в пространстве и времени, но необходимо обратить внимание на мышечно-суставную чувствительность. Мышечно-суставная чувствительность является ведущей и основной в преобладающем большинстве случаев управления движениями, так как чувствительные окончания органов проприоцептивной системы рассеяны повсеместно в мышечной ткани, в сухожилиях и суставных сумках. Эти окончания сигнализируют мозгу о положениях звеньев тела, о суставных углах, о напряжениях в тех или других мышцах и т. д. Вся эта система возглавляется органом, воспринимающим положения и движения головы ребенка в пространстве — верховным органом чувства равновесия – вестибулярным аппаратом. Вся сигнализация этой системы в совокупности дает мозгу исчерпывающие сведения как о положении всего тела в пространстве, так и о положениях и движениях каждой из его частей.
Работа с детьми на мышечное чувство и равновесие может проходить в кружковой форме и с нестандартными методами обучения. Сюда можно отнести детскую хатха-йогу, сюжетно-ролевые игры с принятием статических поз, оздоровительная гимнастика, в которую входят физические упражнения повышенной координационной сложности с элементами новизны. Главное, необходимо инструктору следить за правильным дыханием: на статическое удержание позы – вдох, на расслабление – выдох, за правильностью выполнения упражнения, исключить задержку дыхания и натуживания во время выполнения комплекса упражнений и обязательно включать релаксационные упражнения в конец занятия.
Развитие данного физического качества и его составляющих позволит ребенку лучше реализовать себя в жизни, позволит его организму гармонично развиваться, как физически, так и умственно, станет базисом для приобретения навыков других физических качеств.
Список литературы
1. «О ловкости и её развитии», Бернштейн Николай Александрович.
2. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения для дошкольников. – М. : Просвещение, 1996.
3. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.
4. Словарь В. И. Даля.