Светлана Алексейкина
Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей
Статья «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство развития речи детей»
Подготовила: Воспитатель Алексейкина С. Н.
Подготовлено на основании исследования предметно-пространственной среды ГБОУ «Школа №167 имени Маршала Л. А. Говорова»
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
• овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
• обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
• развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи).
Речевое направление:
Может рассматриваться, как основа для полноценного развития каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речевых навыков. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, в других видах деятельности, зависит успешность ребенка, его принятие сверстниками, а в дальнейшем - полноценное обучение в школе.
Одним из главных условий полноценного речевого развития детей является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
Речевая развивающая среда :
Особым образом организованное окружение, влияет наиболее эффективно на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
В ГБОУ «Школа № 167 имени Маршала Л. А. Говорова» поставлены цели для построения речевой развивающей среды, которые успешно реализуются:
ГБОУ «Школа № 167 имени Маршала Л. А. Говорова» поставлены цели для построения речевой развивающей среды, которые успешно реализуются:
• Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи дошкольника;
• Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
• Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
• Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
• Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
• Обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Предметно-развивающая среда в ДОУ :
- Ознакомление с художественной литературой (ежедневное чтение включено в режим дня);
- Тематические уголки, мини-музеи, театрализованный уголок;
- Организация наблюдений, экспериментирование;
- Просмотр презентаций, организация мастер-классов, выставок
специально - организованная игровая деятельность (сюжетно - ролевая игра, дидактические и логопедические игры, конструирование и т. д.);
- Организация тематических праздников, спортивных и музыкальных досугов;
- Используются электронные образовательные ресурсы.
Таким образом, в нашем Дошкольном Образовательном Учреждении для полноценного речевого развития дошкольников грамотно организована развивающая предметно – пространственная речевая среда.