Ольга Рыбакова
Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей раннего возраста посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев» - писал В. А. Сухомлинский. Все слышали это высказывание великого педагога-новатора. Ученые выяснили, что интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев рук происходит на протяжении всего периода раннего детства. И только к трём годам движения пальцев ребенка становятся близки к движениям рук взрослого человека. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Не стоит забывать, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений. Важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы не только одеваться и рисовать, но и выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действия.
Публикация «Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей раннего возраста посредством пластилинографии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время растет число детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением. Поэтому развитие творческих способностей и мелкой моторики, как части общего развития, является актуальной проблемой.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста. Можно ли ускорить развитие мелкой моторики?
Однозначный ответ – Да! Это можно сделать различными способами, например, игры с мелкими предметами – мозаика, пазлы, конструктор и т. д. ; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; аппликация и лепка.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности, которая помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления
нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основное преимущество пластилинографии – влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином – это совершенствование моторики пальцев и кистей. И третье – это расширение кругозора, познавательной активности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Наш детский сад художественно-эстетической направленности, и развитию изобразительной деятельности педагоги уделяют особое внимание. Воспитанники, с которыми мы работаем в настоящее время, это дети младшего дошкольного возраста, поэтому очень важно было подобрать соответствующий возрасту материал для работы. Был разработан план работы в соответствии с темами недель, составлен сборник конспектов в игровой форме с забавными сказочными историями, собрана картотека дидактических игр с пластилином. Внедрена новая игра-тренажер «Коврики для игр с пластилином». Для сложных заданий отводилось два занятия. Основной вид рисования пластилином, который мы применяли в работе с малышами — это прямой – прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур.
Наши воспитанники освоили основные методы лепки: сплющивание, раскатывание, скатывание. На занятиях дети получали одинаковые шаблоны, но результат всегда получался разнообразным, ведь каждый ребенок воображал композицию по-своему. Чтобы малышу было проще распределять пластилин по картинке, нужно выбирать мягкий, легкий и воздушный пластилин. Мы использовали восковой пластилин.
Родители наши помощники, были очень заинтересованы в детских результатах, принимали активное участие в мастер-классах, выполняли домашние задания. Для родителей были разработаны рекомендации, консультации. Проводились выставки детских работ. Мы советуем родителям творить вместе с детьми. Совместные занятия пластилинографией гармонизируют детско-родительские отношения, позволяют сделать семейный досуг разнообразнее. Когда ребенок видит, что родители радуются его успехам, он обретает уверенность в себе, старается справиться с поставленными задачами.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Создание картин из пластилина создает предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.
С детьми 2-3 лет пластилинография позволила решить следующие задачи:
- формирование у детей раннего возраста усидчивости, стремления довести начатое дело до конца;
- формирование умения выполнять работу по образцу;
- формирование навыков сотрудничества, групповой и парной работы;
- формирование умения оценить свою работу или работу товарища;
- развитие произвольного внимания, умения сосредоточиться на цели деятельности;
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- обучение базовым приемам лепки;
- обучение детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
- условий для развития воображения и творческой самореализации.
Занятия пластилинографией облегчают адаптацию малышей к детскому саду, помогают справиться с тревожностью. Процесс создания картины с помощью пластилина позволяет каждому почувствовать себя художником, поверить в себя и свои силы.
Мы еще раз убедились, что наши малыши любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий.