Приложение МААМ

Консультация «Развитие самостоятельности у дошкольников»

Виталина Ануфриева
Консультация «Развитие самостоятельности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование самостоятельности - длительный и сложный процесс и родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет ребенок.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад, они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Публикация «Консультация „Развитие самостоятельности у дошкольников“» размещена в разделах

Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка в старшем дошкольном возрасте.

К ним относятся:

· личностные особенности родительской фигуры, формы поведения родителей в семье и за ее пределами;

· личностные особенности ребенка;

· педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;

· качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;

· средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и другими взрослыми;

· вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;

· степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.

Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень важно, чтобы старшие дошкольники выбирали такие средства самоутверждения, находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы, которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные проявления личности растущего человека.

Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое главное - знания об этапах развития самостоятельности, а также правилах её формирования.

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели». Проявление инициативы - это первый компонент в развитии самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет, ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности : они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Овладев вторым компонентом самостоятельности -целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с тем, как должно быть. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия "общепринятого".

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность - функция самоконтроля - завершающий компонент в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по формированию у детей самостоятельности, тоже является важнейшим педагогическим условием.

Вместе с тем одна из важных задач педагога - научить выразить свои чувства, эмоции, сформулировать мысли, найти самостоятельно путь для достижения цели.

Основное условие развития самостоятельности М. Монтессори видела в предоставлении свободы. Ребенок, ограниченный жесткими рамками, не сможет отработать природой заложенную потребность в независимости и самостоятельности. Эта потребность атрофируется, отомрет так же, как атрофируется, отмирает ненужный, неиспользуемый организмом орган.

Реализация развития самостоятельности ребенка через предоставляемую свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать, совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

Подготовленная среда - это не только специально организованная развивающая предметная среда, но и среда социальная, включающая и детей, и значимых взрослых, и атмосферу, создаваемую и поддерживаемую их усилиями.

Посредником между предметным миром, миром культуры и ребенком является педагог. Основная его роль в том, чтобы создать условия для реализации способностей ребенка, его внутреннего потенциала. Для этого он создает подготовленную среду, в которой ребенок может проявлять себя, действовать самостоятельно в соответствии со своими потребностями и уровнем развития. Важнейшее достижение ребенка, приобретаемое им в условиях самостоятельной активной работы, - умение практической реализации внутренней потребности в саморазвитии.

Таким образом, педагогом создаются необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и «закрепляется» в домашних условиях. Педагог предоставляет детям, как можно больше самостоятельности на всех этапах - от принятия решения до исполнения задуманного, и оценки полученного результата.

Публикации по теме:

«Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников посредством нетрадиционной изобразительной техники» И в десять, и в семь и в пять Все люди любят рисовать И каждый смело нарисует Всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: Далёкий космос,.

Консультация «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности» Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир. С. И. Мерзляков Требования ФГОС ДО направлены на.

Консультация для педагогов «Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для педагогов:«Воспитание самостоятельности.

Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраст» Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо.

Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему «Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» Цель: способствовать повышению знаний.

Консультация для родителей «О воспитании самостоятельности у старших дошкольников» Консультация для родителей «О воспитании самостоятельности у старших дошкольников» Выполнила: Евдокимова Ирина Николаевна, Воспитатель.

Консультация «Развитие самостоятельности у детей» Что же такое самостоятельность? Прежде всего, это умение человека самому, без посторонней помощи,распоряжаться и управлять своей жизнью.

Развитие самостоятельности детей раннего возраста с ОВЗ Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека.

Условия формирования самостоятельности у старших дошкольников Условия формирования самостоятельности у старших дошкольников Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности у дошкольников» «Каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового» А. С. Макаренко Подрастает малыш,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие самостоятельности у дошкольников»
Опубликовано: 24 апреля 2019 в 00:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие самостоятельности у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виталина Ануфриева (УИ 1553400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД