Орещишина В.В
Консультация «Развитие самостоятельности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое самостоятельность?
Прежде всего, это умение человека самому, без посторонней помощи,распоряжаться и управлять своей жизнью. Принимать решения и нести ответственность за их последствия. Вопрос детской самостоятельности особенно актуален для родителей, чьи дети пошли в школу. Но начинать воспитывать в ребёнке самостоятельность нужно значительно раньше, постепенно в соответствии с возрастом.
Публикация «Консультация „Развитие самостоятельности у детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Первые признаки самостоятельности появляются у малышей в 1-2 года. Но ярче всего это проявляется к трём годам, во время так называемого " кризиса трёх лет. " В этот период у ребёнка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей, он осваивает различные движения, учиться не только ходить, но и исследовать, открывать, закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями, стремятся всё делать сами. В это время в речи ребё нка появляется:" Я сам!". Если родители наберутся терпения и дадут ребёнку делать то, на что он способен, не торопят его, что он владеет своими мыщцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой - то есть у него появляется самостоятельность. Но если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, то в дальнейшем это может неблагоприятно отозваться на самостоятельности как подростка, так и взрослого человека.
Очень важное условие развития самостоятельности - совместная деятельность. Знаменитым русским психологом Львом Выготским было введено такое понятие, как " зона ближайшего развития. " В него входит то, что ребёнок сначала делает вместе со взрослым, а потом, научившись сам. Так вот, чем больше ребёнок делает вместе с мамой, тем больше он будет уметь, когда вырастет. И наоборот. Малыши любят помогать мамам, и если она проявляет терпение, не торопит его, не препятствует, не критикует его неумелые действия, то ребёнок будет заниматься этим с удовольствием. Но как часто вместо слов поддержки ребё нок слышит: " Быстрей! Не мешай! Не смей! Неумеха! Ты не сможешь! Руки не из того места растут! Давай я сама! " После этого у него пропадает желание что либо делать. А потом мы ещё и удивляемся, почему наш подросший ребёнок не хочет помогать, не знает, чем себя занять, не может разогреть себе обед, не несёт ответственности за свои поступки.
Даже у маленького ребёнка в семье могут быть постоянные поручения, соответствующие его возрасту. Он может убирать свои игрушки, поливать цветы, помогать маме накрыть на стол и т. д. Самостоятельность также предпологает умение занять себя, не привлекая к этому взрослых. Важным моментом воспитания самостоятельности является возможность встретиться с отрицательными последствиями своих действий.
Необходимо помнить не надо делать за ребёнка то, что он может сам сделать. Не надо спешить на помощь, если он об этом не просит. Всячески поощряйте его самостоятельность, подбадривайте ласковым голосом, хвалите, гордитесь им!