людмила николаенко
Развитие речи через театрализованную деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество – это мощный двигатель развития ребенка. Самовыражение детей посредством творческой деятельности приобретает большое значение еще в дошкольном возрасте.
В театрализованном действии мы имеем возможность совершенствовать эмоциональную сферу ребенка. Еще Константин Ушинский указывал на то, что ребенок искренне верит в то, что происходит в сказке, а значит, воспитательное значение театрализаций невозможно переоценить.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Все дети способны к творчеству. Поэтому к участию в спектакле можно (и нужно) привлекать каждого малыша. Тем более, что во многих сказках – театрализациях много ролей с небольшим объемом текста. Например, ребенок может сыграть роль мышки, имитируя ее писк.
Театрализованное действие – это, прежде всего, праздник с улыбками аплодисментами. Оно создает и поддерживает хорошее настроение, настраивает ребенка на позитив.
Даже самая незначительная роль, порученная застенчивому ребенку, прибавляет ему уверенности. У него повышается самооценка и появляется желание удивлять близких и друзей своим талантом.
Можно с уверенностью сказать, что участие в театрализованном спектакле оказывает развивающее действие на ребенка в разных направлениях: эмоциональном, речевом, социальном и интеллектуальном.
Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, АД. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач – драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание (Л. Б. Баряева, А. А. Столяри др.)
Большое значение для развития детей имеют речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении : мимика, жесты, «контакты глаз» (Г. Я. Кудрина, А. А. Леонтьева и др.)
Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л. С. Фурминой - это предметные ( действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л. В. Артё мова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.
В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима, производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.
В детском саду «Аленький цветочек» города Пыть – Яха осваивается и реализуется программа «Югорский трамплин». В основе философии программы лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в творческую деятельность. Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Программа направлена на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Конечно же театр– один из самых демократичных видов искусств, позволяющий решать многие вопросы педагогики и психологии. Но главное – театральная деятельность направлена на развитие коммуникативных качеств, инициативности ребенка. Театрализованная деятельность позволяет привлекать к работе различные центры активности. В старшей группе «Д» детского сада «Аленький цветочек» было проведено интегрированное занятие по теме «Рукавичка», на котором дети после просмотра сказки самостоятельно выбирали центры активности для своей деятельности. Таким образом, ребенок получил право на самостоятельный выбор.
Педагог: Ехал дед на санях и потерял в дороге рукавичку. Лежит рукавичка, мимо бежит мышка.
Мышка: Вот так хатка-невеличка,
Из овчины рукавичка
На дороге лежит.
В рукавичке буду жить.
Мышка прячется в рукавичку. Появляется заяц.
Заяц : Серый зайчик- побегайчик
Я по ельничку бежал,
Я от шороха дрожал,
Я дорогу к своей норке
С перепугу потерял.
Ой, рукавичка!
Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка: Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик - побегайчик. Пусти и меня.
Мышка : Иди ко мне жить.
Заяц прячется в рукавичку. Появляется лиса.
Лиса: По кусточкам, по лесам
Ходит рыжая лиса.
Ищет норку – где-нибудь,
Приютиться и уснуть.
Что это? Рукавичка!
Кто, кто в рукавичке живёт?
Мышка : Я – мышка-норушка.
Заяц: Я – зайчик - побегайчик. А ты кто?
Лиса : Лисичку – сестричку пустите в рукавичку.
Мышка : Иди к нам жить.
Лиса прячется в рукавичку. Появляется медведь.
Медведь: Трещат кусты под лапою,
Под лапою мохнатою.
Иду, бреду по ельничку,
По хрусткому валежнику.
Ой, рукавичка! Кто, кто в рукавичке живет?
Мышка: Я мышка – норушка
Заяц: Я – зайчик - побегайчик.
Лиса: Я – лисичка сестричка! А ты кто?
Медведь : Я – мишка косолапый. Пустите и меня жить.
Мышка : Куда же мы тебя пустим, нам и так здесь тесно
Медведь : А что же мне делать?
Педагог показывает медведю белую рукавичку.
Медведь (опускает голову) нет, она мне не нравится. У зверей рукавичка яркая, красивая. А это совсем не нарядная. Я не хочу такую рукавичку.
Педагог : Ребята, мишка совсем расстроился. А мы ему можем помочь. Как мы поможем мишке? Мы можем украсить рукавичку красивыми узорами. Но кто – то в гости к нам стучится, а кто мы узнаем, если отгадаем загадки:
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек. (Белка)
Не боится волка
Маленькая кроха.
Острые иголки
Защитят надолго. (Ежик)
Педагог : Ребята, беда случилась в нашем лесу, зима слишком холодная, зверюшки замерзают, от мороза убегают. И сегодня они в детский сад прибежали. Нужно нам их согреть,пожалеть. Будем мы им помогать? Мы им домики построим, пусть они в них живут своих деток берегут.
Ребятам предлагается в центре искусств разрисовать для медведя рукавичку, в строительном центре из пластмассовых кубиков построить ежику домик, в центре науки и естествознания из различных геометрических фигур (воспитатель предлагает выбрать фигуры из картона, но не использовать в строительстве овал) предлагается построить домик белочке. При выполнении этой работы, ребята повторяют названия геометрических фигур, вспоминают какой они формы и чем отличаются друг от друга. Дети выбирают центры для своей деятельности, начинают работать, советуются как сделать лучше, высказывают свои идеи, тихонько переговариваясь друг с другом. По окончанию работы дети демонстрируют разрисованную рукавичку и домики для ежа и белки.
Педагог: Спасибо ребята!
Вы очень добры!
Лесные друзья здесь поживут,
Как потеплеет, в лес уйдут!
Заботу вашу не забудут,
И благодарны вам будут!
Во время вечернего сбора педагог вместе с детьми подводит итоги дня. Ребята вспоминают, что строили домики для зверей.
Педагог: Для чего человеку нужен дом? Если есть дом у тебя, это очень хорошо. Значит, ты – кому –то нужен. В доме ты с семьей живешь, своих близких бережешь. Без дома нам никак нельзя. А что значит гостеприимный дом? Как вы понимаете пословицу: «Хороший гость – дому радость»? Но вы должны знать и то, что нельзя впускать в дом незваного гостя. Не забывайте, что кроме гостеприимства, важна еще и осторожность.
Программа «Югорский трамплин» имеет личностно-ориентированную технологию — задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию,, проявлению инициативы и творчества.
Конечно же развитие театральной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками, участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
Родителям можно предложить играть дома с детьми в театральные игры.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай.
Кто назвал тебя – узнай!
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?»
Игры со скороговорками
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Варианты скороговорок:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Король – орел, орел-король.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях.
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Показ детьми сказки «Рукавичка»
Обращение сказочницы к героям сказки.
В центре искусств.
В центре искусств.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - Творческий центр., 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
Буренина А. И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.
3. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.
4. Зверева О. Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.
5. Михайлова А. Я. «Театр в эстетическом воспитании дошкольников» Москва2006.
6. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.
7. Театрализованные сказки/ Л. В. Яковенко. –Х. : Изд – во Ранок», 2013.
8. Югорский трамплин: программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка / под ред. Е. Г. Юдиной. – Ханты – Мансийск – Москва, 2010.