Боковенко Ольга Филипповна
Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. В целевых ориентирах: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
Темочки:
В методике развития познавательной активности младших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию занимательного математического материала, в том числе блоков Дьенеша, в развитии познавательной активности детей : Н. Н. Поддьякова, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, З. А. Михайловой и др. Все они свидетельствуют о возможности занимательного материала эффективного для развития познавательной активности детей.
В жизни детского сада и в домашних условиях часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами, отношениями с другими предметами.
Дети моей группы затрудняются в определении серии предметов, в группировке предметов, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты, отличает способность решать задачи, находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на помощь взрослого, на свой прошлый опыт. Дети редко находят иной путь решения, то есть мыслят репродуктивно Изучая новую литературу, пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения, в том числе блоки Дьенеша в своей работе, смогу развить познавательную активность и решить проблемы сенсорного развития детей. С мая 2016 года я работаю углубленно над данной темой, выбранной мной.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию познавательной активности детей младшего дошкольного возраста средствами блоков Дьенеша). (август - сентябрь)
2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)
На подготовительном было проанализировано математическое развитие детей по методике Н. В. Верешагиной
Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, инициативность и самостоятельность при выполнении математического задания. Получены следующие результаты: Основная масса детей осуществляет классификацию по 1 свойству, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, но не проявляет инициативу и творчество. Только двое Лиза и Лера проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.
Также был проанализирован уровень выраженности познавательной активности воспитанников по модифицированной методике (Е. И. Щербаковой). Критерии:
• увлеченность изучением материала;
• выраженное стремление выполнять сложную задачу;
• желание продолжить занятие;
• использование знаний в самостоятельной дея-сти;
• вопросы, направленные на интерес.
На основании обследования, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.
Задачи:
1. Способствовать формированию познавательной активности дошкольников через игровую деятельность
2. Привлекать детей к игровой деятельности с использованием блоков Дьенеша
3. Обогащать представления детей о форме, величине, цвете, толщине
4. Развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
5. Способствовать привлечению родителей воспитанников в сотрудничеству и активному участию в образовательной деятельности
Определив основное направление работы, мы приступили к обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Для этого, изучив литературу по данному вопросу, разработали перечень компонентов развивающей предметно-пространственной среды.
Уголок занимательной математики «Для умников и умниц» мы постарались максимально пополнить играми и пособиями.
Организуя уголок занимательной математики, мы исходили из принципов доступности игр детям в данный момент, помещали в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. От усвоения заданных правил и игровых действий они переходят к придумыванию новых вариантов игр. Большие возможности для творчества имеются в играх “Танграм”, “Волшебный круг”, “Кубики для всех” и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре; один и тот же силуэт, например, лису, составлять из разных наборов.
Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку вычленить предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе есть геометрические фигуры и тела (плоские и объемные).
В математическом уголке также имеются дидактический материал по работе с блоками Дьенеша. Результаты наблюдения за детьми показали, детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры типа пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.
В течение года по мере освоения детьми игр мы вводили более сложные игры с новым занимательным материалом.
Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу, размеру, материалу, различные по форме и размеру сосуды.
Добавлены в среду игры на развитие познавательных и творческих способностей: «Собери машину», «Дорисуй модели по алгоритму» и др.
Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Пазлы», «Кубики». Также большой интерес вызвали развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Найди девятое», «Продолжи ряд», «Собери бусы», «Простые лабиринты».
Работа по развитию познавательной активности детей через использование занимательного математического материала проходила в несколько этапов:
1. Объяснение правил игры, знакомство с общими способами действий;
2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, подгруппой детей;
3. Создание воспитателем проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности;
4. Объединение в совместной игре детей, взаимное обучение игре одних детей другими
На первом этапе мы объясняли детям правила игры, знакомили с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Мы старались способствовать проявлению самостоятельности в играх, поощряли стремление детей достичь результата. В содержании деятельности были включены следующие развивающие задания с использованием Блоков Дьенеша, направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие детей между собой: «Посади цветы в клумбу», «Найди свой домик», «Найди клад» и т. п. В процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему.
Счетные палочки у детей вызывают интерес на преобразование этих фигур, убирая или добавляя. «Найди третье» - это задание предполагает анализ имеющихся фигур и нахождение закономерностей и в соответствии с этим нахождение логической связи и восстановление ее в пустом квадратике.
Это задание интересно и тем, что оно облекается в игровой сюжет, не просто заполнить пустой квадратик, а помочь найти недостающий цветочек, поселить соседа и т. п.
Следующим этапом была Совместная игра воспитателя с ребенком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, способы действий, подходы к решению задач. Использовали игры «Замочки», «Выложу картинку», «Продолжать ряд». У них вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряженно думать в ходе поисков решения задач. Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни блоки Дьенеша и занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие познавательному и творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений.
Далее следовало Создание воспитателем элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребенком игровой деятельности. В ходе игры мы старались привлечь ребенка к оценке своих действий, просили его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. В данном случае ребенок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков., Использовали игры : «Где чей домик», проблемную ситуацию «Собери клумбу», загадки, считалки, пословицы с математическим содержанием о временах годах, днях недели, частях суток и др. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.
Когда дети достаточно усвоили правила той или иной игры мы старались объединить в совместной игре детей, в разной степени освоивших ее, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими. Использовали игры : «Бусы для куклы», «Укрась варежки». Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.
Также обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Автобус», «Семья», через использование блоков Дьенеша в виде билетов, печенья.
Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи.
Развивающие задания и блоки Дьенеша стали элементами самостоятельной деятельности детей.
Параллельно с работой с детьми по развитию познавательных способностей в математической деятельности, необходимо взаимодействие с родителями. Формы представлены на экране.
Ребята вместе с родителями решали задачи, играли. Они рассуждали, беседовали со своими сверстниками, радовались друг за друга. В тесном взаимодействии с семьей мы решили многие проблемы детей. Ушла застенчивость, боязнь не справиться с заданиями, поставленными перед ними.
В результате проделанной нами работы была проведена повторная диагностика.
Результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии познавательной активности дошкольников, инициативности в использовании блоков Дьенеша и занимательного математического материала в самостоятельной деятельности. Большая часть детей испытывает устойчивый интерес к логическим задачам и упражнениям. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Дети правильно решают задачи, Могут найти последовательность событий и составлять логический рассказ.
Исходя из данных диагностики можно сделать вывод, что проведенная работа дала следующие результаты:
-повышение интереса детей
-развитие познавательной активности,
-развитие творческих и познавательных способностей
-воспитание навыков сотрудничества
Перспективы работы следующие:
Продолжать работу по развитию познавательной активности и интереса в математическом развитии детей.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу.