Елена Жемчужникова
Развитие памяти у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие памяти у дошкольников
Развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать важную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
Виды памяти. Можно разделить на 3 группы:
«Что запоминаем». Образная: зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная. Словесно-логическая: механическая, осмысленная.
Публикация «Развитие памяти у дошкольников» размещена в разделах
Как запоминаем». Произвольная память. Непроизвольная память.
«Время, на которое запоминаем» Ультракороткая память. Кратковременная память. Долговременная память.
У детей процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного, всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.
Есть очень много хороших игр и упражнений для развития различных свойств памяти у дошкольников. Успех возможен, если такие занятия с ребенком будут у вас систематическими, и каждое занятие будет не похоже на предыдущее. Мы приведем несколько примеров игр и упражнений.
«Что изменилось». Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.
«Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
Волшебный мешочек. В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И ребёнок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке.
Быстро назови. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время.
Также способствует развитию памяти
Правильное питание. Ежедневное меню стимулирует развитие памяти, если оно рационально и сбалансировано, а приемы пищи – часты и не слишком обильны. В рационе должны преобладать фрукты, овощи, крупы, сыры, орехи, бобовые, мясо птицы и жирная рыба. В зимний период ребенку необходимы поливитамины.
Оптимальный режим дня. Правильная организация режима дня является важным условием, обеспечивающим развитие памяти и повышение успеваемости ребенка. Дозированную умственную активность следует чередовать с часами отдыха и полноценного сна. Особое время необходимо уделять физическим нагрузкам.
Настольные игры и пазлы. Хорошим способом, стимулирующим развитие памяти у детей, является игра в лото с изображениями мультипликационных персонажей, животных, фруктов, овощей и т. п., а также собирание пазлов.
Упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если педагоги и родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.
Список использованной литературы:
1. Радугина А. А. «Психология и педагогика» Издательство «Центр», М., 1999 г.
2. Савина О. О., Смирнова О. М. «Развитие внимания и памяти» (сборник упражнений, М., 2014 г.
3. Павленко Э. В. Готовимся к школе. Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания; Стрекоза - М., 2010.
4. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет; Каро - Москва, 2009.
5. Синицына С. «Умные занятия» (серия «Через игру к совершенству») «Лист», М., 1998 г.