Голевко Елена Анатольевна
Развитие музыкально-одарённых детей в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время психологов и педагогов всё больше и больше привлекает внимание проблемы развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы дошкольного образования.
Публикация «Развитие музыкально-одарённых детей в условиях ДОО» размещена в разделах
При взаимодействии с такими детьми и их семьями специалист при правильном подходе имеет возможность добиться особых результатов, раскрыть совсем ещё юные таланты и, возможно, дать толчок творческому потенциалу будущего музыканта-любителя или даже профессионала.
Очень важно именно в дошкольном детстве начать музыкальное воспитание, когда у ребёнка закладывается базовая основа его будущего багажа знаний и компетенций.
Период детства с трёх до семи лет является важнейшим в становлении личности и характера человека, и именно в этом возрасте дети проявляют особую сензитивность, способны воспринимать и впитывать в своё сознание большое количество информации, значительно пополнять своё сознание музыкальными впечатлениями, которые останутся в их памяти на всю жизнь. Задача родителей и педагогов – создать такие условия в микромире, окружающем ребёнка, чтобы его мозговая и физическая активность была направлена в правильное русло - в области знаний и искусства.
Базируясь на исследованиях Б. М. Теплова, в структуре музыкальной одаренности детей в дошкольном возрасте можно выявить общие музыкальные способности и частные.
В состав общих музыкальных способностей входят сенсорные музыкальные способности (музыкально-интонационный слух – мелодический, тембровый, динамический, гармонический, чувство ритма, интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление, музыкальное воображение, музыкальная память.
К частным музыкальным способностям отнесены абсолютный слух и исполнительские способности.
Музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров, в два-три года хорошо различают мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют.
Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, очень быстро и прочно запоминают музыку. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать на музыкальных инструментах. В пять-шесть лет дети стремятся к достижению результата в музыкальной деятельности, прилагая максимум усилий для того, чтобы деятельность была успешной.
В дошкольном возрасте у некоторых детей происходит яркий расцвет способностей, возможны первые шаги в мир профессионального искусства.
Педагогическое сопровождение детей с музыкальной одарённостью должно быть направлено на их гармонизацию и развитие. При этом необходимо решить следующие задачи:
• Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка.
• Формирование эстетического вкуса.
• Стимулирование развития творческой деятельности.
Работу с одаренными детьми можно условно разбить на несколько этапов: диагностический, информационный, развивающий.
На диагностическом этапе, музыкальный руководитель при организации работы с одаренными детьми выделяет группу детей со специальными способностями с целью определения музыкальной одаренности.
Информационный этап предполагает сотрудничество с родителями, воспитателями и специалистами детского сада по проблемам выявления и развития одаренности.
Развивающий этап включает разработку и внедрение программ работы с подгруппой музыкально одаренных детей с учетом развития их индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода, активное участие педагога в преобразовании развивающей среды.
Организуя образовательную деятельность со всеми детьми группы, необходимо выбрать правильную стратегию взаимодействия с одаренными детьми, чтобы с одной стороны, дать возможность реализоваться их способностям, не подавить инициативу и волю к творческой деятельности, а с другой стороны, дать возможность выразиться другим детям. Музыкальный руководитель также организует индивидуальную работу с одаренными детьми, давая им специальные задания в соответствии с их задатками.
Творческий потенциал и развитые способности музыкально одаренных детей незаменимы в подготовке сольных номеров или с участием солистов. Работа с одаренными детьми требует от музыкального руководителя личностного роста, современных знаний, педагогической гибкости, а также тесного сотрудничества с специалистами, воспитателями и родителями.
Музыкально одаренные дети – это наше будущее национальное достояние, духовный, творческий потенциал России.
Музыкальная одаренность в дошкольном возрасте, при поддержке и развитии, может стать определяющим фактором в выборе жизненного пути, явиться пусковым механизмом становления будущих грандиозных музыкальных талантов.
Необходимо помнить о том, что в современной реальности между успехом технологических инноваций и их же губительным свойством проходит очень тонкая грань. Важно уместное и дозированное использование в педагогике информационно-компьютерных технологий в образовательной деятельности и минимальное их присутствие в свободное времяпровождение подрастающего поколения. Это утверждение обусловлено рекомендациями авторитетных учёных сферы медицины и психологии детства.
Основными компонентами, обуславливающими более глубокое погружение одарённых детей в мир музыки, являются:
- значительное расширение репертуара, как для слушания, так и для собственного исполнения детьми,
- накопление интонационного словаря ребёнка,
- усиленная работа над слуховыми, интонационными и ритмическими проявлениями способностей, включая методики опережающего развития,
- усложнение исполнительских задач (культура, артистизм, навык ансамблевого исполнения) в связи с подготовкой к выступлениям на фестивалях и конкурсах.
- привлечение в данный образовательный процесс родительского контроля.
Результатом работы является то, что большинство одаренных детей, которые занимаются дополнительно, принимают активное участие в концертной жизни детского сада, района, становятся лауреатами различных музыкальных конкурсов и фестивалей. Как правило, они продолжают своё музыкальное образование на следующей ступени – в музыкальной школе и связывают свою будущую жизнь с музыкой.