Марина Гайсина
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Математика является важным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных способностей. В дошкольном возрасте освоение математических представлений основано на тактильно-двигательном способе познания, а именно в формировании обследовательских действий. Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, сравнение и др.) составляют первоначальный интеллектуально-математический опыт ребенка.
Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В соответствии с федеральной образовательной программой дети дошкольного возраста должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения, сравнивать числа, знать, как можно получить число, измерять длину, ширину, высоту предметов, определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры и т. д.).
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте осуществляется в процессе повседневной жизни, непосредственно образовательной деятельности. У дошкольников процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Поэтому более близкие и естественные для дошкольника виды деятельности игра.
Игровая деятельность имеет важнейшее значение в жизни ребёнка дошкольника. В играх нет реальной обусловленнности обстоятельствами, пространством, временем. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. В дошкольных организациях педагоги стараются в достаточной степени использовать дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры и другие.
Через игру дошкольники учатся улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные события и предметы, навык мыслить системно и позволяет решать такие задачи, как: знакомство с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины; развитие логического мышления, аналитических способностей, формирование начальных навыков для решения логических задач; даёт представление о множестве, пространственных представлениях.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования формирование математических представлений отражается в образовательной области «Познавательное развитие», которое предполагает развитие познавательных действий; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).
Организация работы детей дошкольного возраста по обучению занимательной математике в дошкольном учреждении ведётся постепенно, начиная с младшей группы.
В процессе игровой деятельности педагог формирует у детей дошкольного возраста следующие умения :
- выделять основные признаки: цвет, форму, величину;
- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам;
- охарактеризовывать геометрические фигуры с помощью наглядных моделей;
- способность сравнивать предметы;
- совершенствует счёт;
- учит анализировать.
Играя ребёнок учится ставить перед собой цель и задавать вопросы; проявлять инициативу, радоваться своим достижениям и новым возможностям. Индивидуальный подход помогает каждому дошкольнику проявить свои умения и склонности в разнообразной увлекательной деятельности.
Для этого воспитатели проводят следующие дидактические игры на восприятие: формы («Какой это формы?», «Отгадай фигуру», «Чудесный мешочек»); цвета («Какой это цвет?», «Найди пару», «Цвет, классификация по одному признаку»); качеств величины («Какого размера фигуры?», «Найди маленькие (большие) фигуры»); на количество предметов («Сколько всего фигур», «Сколько фигур привёз Зайчишка»); на развитие способности действия наглядного моделирования («Продолжи дорожку»; «Что изменилось?»).