Светлана Кругом
Развитие культуры речевого поведения педагогов с учетом разнополого состава воспитательной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности со смещением ценностных ориентиров на абстрактно понимаемую индивидуальность человека, свободу выбора им путей самореализации, в том числе и в аспекте половой принадлежности. Статья посвящена развитию культуры речевого поведения педагогов, учитывая варианты гендерного подхода и социализации личности ребенка.
Темочки:
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: речевая культура, гендорные отношения, стереотипы, социализация, образование.
Gorshkova Olga Anatolievna
Kindergarten 182
Head of
"DEVELOPING THE CULTURE OF SPEECH BEHAVIOR OF TEACHERS TAKING INTO ACCOUNT THE GENDER COMPOSITION OF THE EDUCATIONAL GROUP".
Abstract : In the context of changes in the sociocultural life of society, there is a tendency to transform cultural stereotypes of masculinity and femininity with a shift in value guidelines to an abstractly understood individual, the freedom to choose their ways of self-realization, including in the aspect of gender. The article is devoted to the development of the culture of speech behavior of teachers taking into account the gender approach in educationand gender socialization of personality.
Key words : speech culture, socialization, gender education, stereotypes.
В настоящее время существуют противоречия между объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, реализуемой в большей своей части без учета гендерных различий. В Ярославле имеется многолетний опыт работы Начальной школы-детского сада № 115 с детьми дошкольного возраста на основе раздельного обучения и воспитания. Педагогический коллектив данного учреждения доказал, что использование принципов гендерной педагогики значительно повышает качество образовательного процесса и создает комфортные условия, необходимые для воспитания девочек и мальчиков.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы предполагаем достичь аналогичных результатов без организации раздельного пребывания детей и решить эту задачу через развитие речевого поведения педагогов с учетом разнополого состава групп. Опыт, полученный нами в процессе реализации данного проекта будет востребован многими образовательными учреждениями, которые также не имеют возможности организовать раздельное пребывание воспитанников. Сложность заключается в преодолении стереотипов у воспитателей, организующих работу с детьми на принципах равенства детей как членов группы, без учета глубинных личностных различий, обусловленных влиянием принадлежности к женскому или мужскому полу. В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности со смещением ценностных ориентиров на абстрактно понимаемую индивидуальность человека, свободу выбора им путей самореализации, в том числе и в аспекте половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О. А. Воронина, Д. В. Колесов, И. С. Кон, Л. В. Попова, Т. А. Репина, Л. Л. Рыбцова) показывают, что такой подход в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей [Комаров, 2010, с. 268-270].
По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Под гендерной социализацией понимается процесс освоения в соответствии с полом социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. Формирование гендерных особенностей у каждого человека продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства.
В системе базовых характеристик личности, которые необходимо учитывать педагогу, наряду с национальностью, возрастом, уровнем интеллектуального развития, является биологический пол. Как утверждал выдающийся отечественный педагог Б. Г. Ананьев, «пол человека играет огромную роль в его жизни и деятельности, являясь естественной основой всей его индивидуальности» [цит. по Анциферова, 2018, c. 28-32]. Обеспечивать полноценное формирование личности ребенка в ходе учебно-воспитательной работы в образовательной организации без учета его половой принадлежности невозможно. Н. Н. Куинджи справедливо отмечает, что «нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности» [цит. по Артеменко, 2019 с. 41-72]. Педагог, не учитывающий пол обучающегося, подобен строителю, возводящему здание без фундамента. Учитывая, что дети в дошкольном образовательном учреждении организованы в смешанные по половому признаку группы, развитие деятельности педагогов и воспитателей на принципах гендерной педагогики должно проходить по линии формирования их отношений с детьми, норм поведения и речевой культуры с учетом пола ребенка, т. к. слово - главный инструмент педагогического действия. Поэтому в педагогической работе необходимо идти не от гендерных стереотипов к ребенку, а создавать условия благоприятного развития его как существа определенного пола. Педагоги должны сопровождать физическую реальность, не навязывая никаких готовых гендерных стереотипов. Педагог несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Наша практика работы по развитию культуры речевого поведения педагога показала эффективность данной работы. Семинары, мастер- классы позволили педагогам развить свои собственные убеждения по вопросам различного подхода к воспитанию мальчиков и девочек. На столе у каждого педагога лежит памятка по общению с мальчиками и девочками.
В индивидуальном маршруте по повышению профессиональной компетентности каждого педагога заложены вопросы по личному изучению гендерного подхода в воспитании. Наша главная задача создать такие условия для педагогов, что бы они могли выстраивать свою речь с учетом разнополого состава групп.
Библиографический список
1. Анциферова Н. В. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста: сущность, содержание, опыт / Н. В. Анциферова // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы: сб. науч. статей. / Курган. гос. Ун-т, каф. педагогики, каф. проф. обучения, технологии и дизайна. – Курган, 2018. - С. 28-32.
2. Артеменко Е. В. Ролевая игра как средство гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Артеменко, М. Н. Сидорова // Современные научные исследования: от теории к практике. - Пенза, 2019. - С. 41-72.