Ирина Плешакова
Статья: «Развитие кругозора и познавательно — исследовательской деятельности в природе у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе у детей 3 – 4 лет.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме эксперимента. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Публикация «Статья: „Развитие кругозора и познавательно — исследовательской деятельности в природе у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данная работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности базирующейся на принципе научности и доступности и предлагает решение следующих задач:
формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Непосредственно образовательная деятельность предусматривает интеграцию образовательных областей: познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация, художественное творчество, социализация, здоровье.
Во второй младшей группе непосредственно образовательная деятельность проводятся один раз в неделю по 15 минут в рамках образовательной области «Познание».
Основными методами освоения задач в данном возрасте являются следующие:
1. Совместные со взрослыми наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма).
2. Игры- экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т. д.
3. Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие у нем самих малышей.
4. Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом.
5. Образные игры – имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонаже пальчикового и кукольного театров.
6. Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы.
Ожидаемые результаты данной работы: способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении; учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях, узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов природы; привлекать малышей к деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Перспективное планирование по экспериментальной деятельности во II младшей группе:
1. Сентябрь. Тема: «Свойства солнечных
лучей» : ознакомление со свойствами солнечных лучей. Материалы: резиновые мячи, лейка с водой;
2. Октябрь- эксперименты с песком, тема: «Почему не получился пирожок?» : ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя готовить куличики; песок влажный, из него можно изготовить куличики.) Материалы: песок, формочки;
3. Ноябрь- Эксперименты с ветром. Тема: «Ветер» :ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление) Материалы: бумажные вертушки, султанчики;
4. Декабрь- эксперименты со льдом. Тема: «Свойства льда" : ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий). Материалы: лёд;
5. Январь- эксперименты со снегом. Тема: «Снег в комнате тает» : ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – воду при повышении температуры воздуха). Материалы: снег, баночка;
6. Февраль-эксперименты с водой. Тема: «Свойства воды» : ознакомление с одним из свойств воды (при повышенной температуре лёд постепенно тает, превращается в воду) Материал: сосулька
7. Март- эксперимент со снегом. Тема: «Почему по дорогам побежали ручьи?» : ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).
8. Апрель- эксперимент с воздухом. Тема: «Что в полёте?» : обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Материалы: полиэтиленовые пакеты, трубочки для опытов, ёмкость с водой;
Май - эксперимент с водой. Тема: «Узнаём какая вода» : закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность).
Литература.
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ «Чтитель», 2004
2. «Детство» : Программа развития и воспитания детей в детском саду под ред. З. А. Михайловой. Издательство «Детство – Пресс», 2011г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М: ТЦ «Сфера», 2001
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М: ТЦ «Сфера», 2008
5. Коробова М. В. Малыш в мире природы – М : Просвещение, 2006
6. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» - М: Минск, «Асар», 1996
7. Николаева Т. Н. Задачи на удивление – М: Мозайка – Слытез, 1999
8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду – М: Просвещение, 1982
9. Серебрянова Т. А. Элементарная исследовательская деятельность в экологической работе с детьми – М: Н. Новгород, 2002