Екатерина Гусева
Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста
к совместной со взрослым изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник
рисования»
«Страна, в которой учили бы рисовать,
Публикация «Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
так же как учат читать и писать,
превзошла бы вскоре все остальные страны
во всех искусствах, науках и мастерствах…»
Дени Дидро
Приходя в детский сад, дети не сразу проявляют интерес к изобразительной деятельности. Многие бояться взять в руки карандаш, фломастер, кисть, не умеют изображать простейшие линии предметы. И наша задача – пробудить у дошкольников интерес к рисованию, вызвать желание рисовать, овладев при этом творческими способностями, навыками и умениями в изобразительной деятельности.
На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. В рисовании у ребёнка раскрывается внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, о том, что положительные эмоции составляют основу психического эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребёнка, нам, педагогам надо поддерживать и развивать интерес ребёнка к изобразительному творчеству. А изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей детей. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
Я работаю в детском саду и наблюдаю за тем, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приёмов рисования и их последовательности. Теперь же используя новые и довольно интересные педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даём им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Последние время в своей работе с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности.
Одной из основных проблем. Встречающих у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно мышление и речь.
Мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов) Если ребёнок трогает какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учё ные утверждают: «работа пальцами развивает речь». В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что –то, ребёнку легче рассказать о нём. Вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо как и разговаривать, По- разному относятся дети к передачи цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей, они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным. Чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы отделяется от вещей и явлений. Тем самым ребёнок особо подчеркивает один его признак- красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь надолго остаётся очень важной в изобразительной деятельности детей.
Отношение к цвету с возрастом меняется. Если младший дошкольник пользуясь цветом в рисунке, исходит главным образом из эстетических, декоративных функций цвета, то, взрослее, ребёнок, не отказываясь от эстетической функции цвета в рисунке, стремиться передать цвет, который присущ предмету.
В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами- для детей одно удовольствие. Казалось бы, в своих рисунках они могут тонко и верно передать цвет предметов. На деле оказывается совсем не так. Активно усваивая форму предметов, т. к без этого изображение не будет узнаваемо, дети способны выполнить его любым цветом не отвечающим реальной окраске предмета. Цвет в данном случае воспринимается ими не как признак предмета а как свойство материала, которым они выполняют изображение. Таким образом, на основании выше сказанного, можно сделать вывод: на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики рук и цвет играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской сравнение цвета, краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.
Вопросами изодеятельности в детском саду занимались многие педагоги: Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Зацепина М. Б., Швайко Г. С., Казакова Т. Г. Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Проблемы обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных способов были посвящены работы Фатеевой А. А., Утробиной К. К. и Утробиной Г. Ф., Мери Энн Ф Коаль, в которых авторы предлагают новые, более современные и интересные методы изображений. И я выбрала направлением в своей работе тему: «Развитие художественно -творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования в процессе совместной деятельности»
И я поставила перед собою задачи:
1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, природе, событиям жизни.
2. Сформировать изобразительные навыки и умения.
3. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
4. Изучить развитие творческих способностей, детей дошкольного возраста в ходе использование методов нетрадиционного рисования.
5. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
6. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребёнок, как будет развиваться его фантазия и как он научиться работать с цветом.
Нетрадиционные техники-это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы выражение индивидуальности, применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать самостоятельно, решать какую технику использовать, что бы тот или иной образ получился выразительным. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества: «Боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, что бы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё не умелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучать его. Первые неудачи вызовут разочарования и даже раздражение, нужно заботиться о том что бы деятельность ребёнка была успешной, это будет подкреплять его уверенность с собственной силе.
Я задумалась над тем как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умение, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности.
По данному вопросу я изучила следующую методическую и педагогическую литературу:
1. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей// Художественное творчество ребёнок- М., Педагогика, 1972-264с.
2. Выготский Л. С. Воображение творчество в детском возрасте. -М. -Л: Гос издат, 1980-117с
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста // нетрадиционные техники. - М. Творческий центр,2006.- 187 с.
4. Казакова Р. Г. ,СайгановаТ. И, СедоваЕ. Н, СлепцоваВ. Ю. ,СмагинаТ. В. Рисование с детьми дошкольного возраста// Под редакцией Р. Г. Казаковой. -М. ТЦ сфера: 2004.-203с.
5. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. ,2005г.
6. Теорию и методику по изобразительной деятельности в детском саду, под редакцией Т. С. Комаровой М., 19991г.
7. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» г. Москва, 2007г.
8. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»
9. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М. :. Издательство Скрипторий 2003г
10. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. :2008»
11. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» г. Ярославль: Академия развития, 2006г.
Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в литературе. Осталась очень довольна. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в детском саду. И вот что вы думаете? Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зелёную и не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые, от страха и неумения проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.
Тогда возникает вопрос с какого возраста следует развивать творческие способности, психологи называют разные сроки- от двух до пяти лет. Творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста с детьми двухлетнего возраста.
Почему же средствами нетрадиционного рисования? У детей этого возраста ещё не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать задуманное, поэтому рисунки детей часто получаться далёкими от реальности и у детей исчезает желание рисовать. Что бы этого не происходило можно использовать нетрадиционные техники рисование. Изображать можно различными материалами, на основе множество материалов. С помощью нетрадиционных техник рисования можно создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствовать развитию инициативы самостоятельности детей. Работа с помощью нетрадиционных техник рисования помогает создавать эмоциональное положительное отношение к деятельности и тогда работа каждого ребёнка станет неповторимой!
С учётом ФГОС можно применять нетрадиционные техники, блоки образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей в два этапа.
На первом этапе происходит формирование у детей интереса к рисованию, овладения детьми техническими приёмами работы с различными материалами. Сначала лучше использовать «Рисование пальчиками», «Тычок жёсткой полусухой кистью», «Рисование ладошкой», «Оттиск печатками с пробки, поролона,пенопласта» и др. этот период играет существенную роль. Дети знакомятся со свойствами материала, овладевают разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.
Рисование пальчиками- это самый простой способ получить изображения.
Когда дети учаться владеть художественными инструментами им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки, этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действия. Например: большим пальчиком ребёнок изображает следы медведя, а друг у медведя маленький зайчик и следы он рисует маленьким пальчиком
С помощью следующего вида нетрадиционной техники рисования «Тычок жесткой полусухой кистью», можно передавать особенности разных животных (цыплёнок, лиса и волк, раскрыть образ и характер героя. С помощью цвета можно передать злость, доброту, легкость или мягкость героев. При рисовании ладошкой у детей могут заиграть лучиками неповторимые солнышки в коллективной работе. Могут получиться оригинальные оттиски при использовании различных нетрадиционных материалов, дети с интересом их рассматривают и придумывают различные истории.
Для развития дальнейших творческих способностей дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Если индивидуально вести каждого ребёнка к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретённого опыта в рисунке, постепенно у ребёнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует дальнейшем развитии способностей.
Когда дети уже овладели некоторыми приёмами работы в нетрадиционной технике решаются следующие задачи:
Формирование интереса к изобразительной деятельности;
Знакомство детей с нетрадиционными техниками;
Овладение более сложными приёмами работы.
На данном этапе работы с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники рисования :
«восковые мелки, свеча, акварель»,
«оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «рисование по стеклу,по дереву», «рисование по точкам», «пластилиновое рисование», «кляксография», «монотипия пейзажная», «отпечатки листьев», «набрызг», «рисование опилками, манкой,солью, и др.
На втором этапе – провожу активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Использую следующие средства:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Самостоятельную деятельность детей;
Предметно- развивающая среда;
Применяю такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Заключение
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
В результате совместной творческой деятельности : воспитатель – дети - родители, ощущаем тёплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе – радость и теплота!
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует
Всё вызывает интерес :
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле. В. Берестов