Приложение МААМ

Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования

Екатерина Гусева
Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Статья

«Развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста

к совместной со взрослым изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник

рисования»

«Страна, в которой учили бы рисовать,

Публикация «Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования» размещена в разделах

так же как учат читать и писать,

превзошла бы вскоре все остальные страны

во всех искусствах, науках и мастерствах…»

Дени Дидро

Приходя в детский сад, дети не сразу проявляют интерес к изобразительной деятельности. Многие бояться взять в руки карандаш, фломастер, кисть, не умеют изображать простейшие линии предметы. И наша задача – пробудить у дошкольников интерес к рисованию, вызвать желание рисовать, овладев при этом творческими способностями, навыками и умениями в изобразительной деятельности.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. В рисовании у ребёнка раскрывается внутренний мир. Ведь рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, о том, что положительные эмоции составляют основу психического эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребёнка, нам, педагогам надо поддерживать и развивать интерес ребёнка к изобразительному творчеству. А изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития творческих способностей детей. Художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду и наблюдаю за тем, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда я только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки «образца» и «показа» приёмов рисования и их последовательности. Теперь же используя новые и довольно интересные педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даём им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Последние время в своей работе с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности.

Одной из основных проблем. Встречающих у всех детей, особенно в начальной стадии рисования, является недостаточное развитие моторики и мелкой моторики рук. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития, особенно мышление и речь.

Мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов) Если ребёнок трогает какой- либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учё ные утверждают: «работа пальцами развивает речь». В рисунке гораздо проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что –то, ребёнку легче рассказать о нём. Вот почему специалисты уточняют: рисовать детям так же необходимо как и разговаривать, По- разному относятся дети к передачи цвета в рисунке. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует (особенно это характерно для малышей, они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов. Дети не считают обязательным. Чтобы цвет в рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Цвет как бы отделяется от вещей и явлений. Тем самым ребёнок особо подчеркивает один его признак- красоту. Эстетическая функция цвета, видоизменяясь, обогащаясь и развиваясь надолго остаётся очень важной в изобразительной деятельности детей.

Отношение к цвету с возрастом меняется. Если младший дошкольник пользуясь цветом в рисунке, исходит главным образом из эстетических, декоративных функций цвета, то, взрослее, ребёнок, не отказываясь от эстетической функции цвета в рисунке, стремиться передать цвет, который присущ предмету.

В изобразительной деятельности на детей производят огромное впечатление цвета материалов, которыми они пользуются. Рисовать яркими красками и цветными карандашами, фломастерами, маркерами- для детей одно удовольствие. Казалось бы, в своих рисунках они могут тонко и верно передать цвет предметов. На деле оказывается совсем не так. Активно усваивая форму предметов, т. к без этого изображение не будет узнаваемо, дети способны выполнить его любым цветом не отвечающим реальной окраске предмета. Цвет в данном случае воспринимается ими не как признак предмета а как свойство материала, которым они выполняют изображение. Таким образом, на основании выше сказанного, можно сделать вывод: на протяжении всего дошкольного возраста развитие моторики рук и цвет играют немаловажное значение для развития творчества детей. Именно цвет стимулирует желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской сравнение цвета, краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.

Вопросами изодеятельности в детском саду занимались многие педагоги: Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Зацепина М. Б., Швайко Г. С., Казакова Т. Г. Общей задачей которых является развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. Проблемы обучения детей рисованию с использованием нетрадиционных способов были посвящены работы Фатеевой А. А., Утробиной К. К. и Утробиной Г. Ф., Мери Энн Ф Коаль, в которых авторы предлагают новые, более современные и интересные методы изображений. И я выбрала направлением в своей работе тему: «Развитие художественно -творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования в процессе совместной деятельности»

И я поставила перед собою задачи:

1. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, природе, событиям жизни.

2. Сформировать изобразительные навыки и умения.

3. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.

4. Изучить развитие творческих способностей, детей дошкольного возраста в ходе использование методов нетрадиционного рисования.

5. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

6. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

7. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Ведь очень важно, каких результатов добьётся ребёнок, как будет развиваться его фантазия и как он научиться работать с цветом.

Нетрадиционные техники-это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы выражение индивидуальности, применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать самостоятельно, решать какую технику использовать, что бы тот или иной образ получился выразительным. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества: «Боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным». А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, что бы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё не умелую и слабую руку ребёнка карандаш или кисточку и мучать его. Первые неудачи вызовут разочарования и даже раздражение, нужно заботиться о том что бы деятельность ребёнка была успешной, это будет подкреплять его уверенность с собственной силе.

Я задумалась над тем как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умение, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности.

По данному вопросу я изучила следующую методическую и педагогическую литературу:

1. Ветлугина Н. А. Развитие художественного творчества детей// Художественное творчество ребёнок- М., Педагогика, 1972-264с.

2. Выготский Л. С. Воображение творчество в детском возрасте. -М. : Гос издат, 1980-117с

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста // нетрадиционные техники. - М. Творческий центр,2006.- 187 с.

4. Казакова Р. Г. ,СайгановаТ. И, СедоваЕ. Н, СлепцоваВ. Ю. ,СмагинаТ. В. Рисование с детьми дошкольного возраста// Под редакцией Р. Г. Казаковой. -М. ТЦ сфера: 2004.-203с.

5. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. ,2005г.

6. Теорию и методику по изобразительной деятельности в детском саду, под редакцией Т. С. Комаровой М., 19991г.

7. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» г. Москва, 2007г.

8. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

9. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М. :. Издательство Скрипторий 2003г

10. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. :2008»

11. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» г. Ярославль: Академия развития, 2006г.

Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в литературе. Осталась очень довольна. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в детском саду. И вот что вы думаете? Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зелёную и не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей всё получилось. Рисунки были красочные и весёлые, от страха и неумения проявился интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

Тогда возникает вопрос с какого возраста следует развивать творческие способности, психологи называют разные сроки- от двух до пяти лет. Творческие способности необходимо развивать с самого раннего возраста с детьми двухлетнего возраста.

Почему же средствами нетрадиционного рисования? У детей этого возраста ещё не сформированы графические навыки и умения. Это мешает им выражать задуманное, поэтому рисунки детей часто получаться далёкими от реальности и у детей исчезает желание рисовать. Что бы этого не происходило можно использовать нетрадиционные техники рисование. Изображать можно различными материалами, на основе множество материалов. С помощью нетрадиционных техник рисования можно создать атмосферу непринуждённости, раскованности, способствовать развитию инициативы самостоятельности детей. Работа с помощью нетрадиционных техник рисования помогает создавать эмоциональное положительное отношение к деятельности и тогда работа каждого ребёнка станет неповторимой!

С учётом ФГОС можно применять нетрадиционные техники, блоки образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации продуктивных видов деятельности детей в два этапа.

На первом этапе происходит формирование у детей интереса к рисованию, овладения детьми техническими приёмами работы с различными материалами. Сначала лучше использовать «Рисование пальчиками», «Тычок жёсткой полусухой кистью», «Рисование ладошкой», «Оттиск печатками с пробки, поролона,пенопласта» и др. этот период играет существенную роль. Дети знакомятся со свойствами материала, овладевают разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

Рисование пальчиками- это самый простой способ получить изображения.

Когда дети учаться владеть художественными инструментами им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки, этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действия. Например: большим пальчиком ребёнок изображает следы медведя, а друг у медведя маленький зайчик и следы он рисует маленьким пальчиком

С помощью следующего вида нетрадиционной техники рисования «Тычок жесткой полусухой кистью», можно передавать особенности разных животных (цыплёнок, лиса и волк, раскрыть образ и характер героя. С помощью цвета можно передать злость, доброту, легкость или мягкость героев. При рисовании ладошкой у детей могут заиграть лучиками неповторимые солнышки в коллективной работе. Могут получиться оригинальные оттиски при использовании различных нетрадиционных материалов, дети с интересом их рассматривают и придумывают различные истории.

Для развития дальнейших творческих способностей дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Если индивидуально вести каждого ребёнка к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретённого опыта в рисунке, постепенно у ребёнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует дальнейшем развитии способностей.

Когда дети уже овладели некоторыми приёмами работы в нетрадиционной технике решаются следующие задачи:

Формирование интереса к изобразительной деятельности;

Знакомство детей с нетрадиционными техниками;

Овладение более сложными приёмами работы.

На данном этапе работы с детьми можно использовать следующие нетрадиционные техники рисования :

«восковые мелки, свеча, акварель»,

«оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «рисование по стеклу,по дереву», «рисование по точкам», «пластилиновое рисование», «кляксография», «монотипия пейзажная», «отпечатки листьев», «набрызг», «рисование опилками, манкой,солью, и др.

На втором этапе – провожу активную работу по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Использую следующие средства:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельную деятельность детей;

Предметно- развивающая среда;

Применяю такие методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Заключение

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

В результате совместной творческой деятельности : воспитатель – дети - родители, ощущаем тёплую атмосферу общения, взаимно испытываем хорошие добрые эмоции, а это самое главное в нашей работе – радость и теплота!

Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует

Всё вызывает интерес :

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле. В. Берестов

Публикации по теме:

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Дерево из пуговицНетрадиционные техники изобразительной деятельности. Дерево из пуговиц Трёхлетние дети ещё плохо держат кисть, не у всех детей проявился интерес к изобразительной деятельности. Увлечь малышей художественным.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования (манкой) «Зима»Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники рисования (манкой) «Зима» Цель: познакомить детей с новым способом изображения предметов (манка и клей). Задачи: Образовательные: учить отражать в работе зимние.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельностиНетрадиционные техники изобразительной деятельности Предлагаю вашему вниманию работы моих деток, выполненные в различных техниках Техника выдувание (ствол и ветки, обрывание и скатывание.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группеНетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группе Активная деятельность, связанная с пальчиками, ладошкой, рукой в целом стимулирует речь, мышление, воображение 1. Рисование ладошкой. Цветы.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группеНетрадиционные техники изобразительной деятельности во второй младшей группе Здравствуйте, мои дорогие! Очень давно не общалась с вами в связи с неисправностью интернета! И вот наконец всё наладилось и я тороплюсь.

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 летНетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»Проект в средней группе «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации» «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает,.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования
Опубликовано: 31 октября 2020 в 21:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интереса детей к совместной со взрослым изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гусева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД