Папки-передвижки

Консультация «Просто о сложном. Речевые нарушения»

Екатерина Шипова
Консультация «Просто о сложном. Речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы

Почему у детей возникают те или иные речевые нарушения? Как правило этот вопрос задают себе родители только когда осознают, что речь ребенка критично отличается от того как говорят другие дети. На своих консультациях родителям объясняю что происходит с их ребенком и почему. Безусловно в этом мне помогают знания нейропсихологии.

Зная как устроена наша нервная система, высшая нервная деятельность, рассказываю каким образом работают психические процессы в норме и патологии. Самым частым нарушением речи среди дошкольников встречается дизартрия. Дизартрия- это нарушение иннервации, идущие от головного мозга к периферии. Бррр… Очень сложно и непонятно для родителя, который никак не связан с медициной. Звучит как-то пугающе… Как правило реакция у родителя: огромные глаза, спазм в горле и выражение ужаса от мысли, что от этого страдает интеллектуальная деятельность. Поэтому в начале объясняю, что дизартрия не связана с ментальными нарушениями.

Публикация «Консультация „Просто о сложном, Речевые нарушения“» размещена в разделах

На примере электричества объясняю работу нервного импульса. Чтобы лампочка горела нужен ток. Ток проходит по электрическим проводам в стене, потолке и подходит к клавише выключателя, чтобы нажав на нее лампочка загорелась. Для этого нужна бесперебойная подача тока по проводам. Нервный импульс как ток в проводке бежит к лампочке, чтобы скорее ее зажечь. Так вот, если провода повреждены или подача тока очень слабая, то лампочка не загорится. Так и нервный импульс может быть слишком слабым и просто не может дойти от головного мозга к периферическому отделу – мышцам речевого аппарата. Возможно есть прерывание нервного импульса и тогда он так же не доходит до периферии. Все это похоже на поврежденную проводку, не правда ли?

Таким образом, я объясняю родителям то, что связано с нервным импульсом его силой и скоростью - это проводка. А вот лампочка, переключатель то, что снаружи – это периферия. На проводку я - специалист воздействовать никак не могу. Это удел врачей - невропатологов. Именно они, обследовав ребенка назначают препараты, стимулирующие и усиливающие прохождение нервного импульса в головном мозге. А вот с лампочкой и выключателем работает специалист, родитель и педагог. Делая массаж речевой зоны, развивая компоненты речи я воздействую на лампочку или выключатель. Создав определенное умение, например удерживать артикуляционную позу для какого-либо звука, мы можем в процессе занятий перевести его в навык, создавая тем самым новую цепь нервных импульсов, но воздействовать на скорость и силу прохождения нервных импульсов я не могу, это опять же удел врачей-невропатологов. Формируя у ребенка речевой навык работаю с выключателем. Важно не только зажечь лампочку, но вовремя выключить и снова включить ее. И это о формировании речевого навыка, и о слаженной работе процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Таким образом, в ходе консультации «убиваю 2-х зайцев». Во-первых объясняю в чем причина речевого нарушения, во-вторых объясняю необходимость лечения у невропатолога. Ведь дети, имеющие органические нарушения нуждаются медикаментозной поддержке. В работе столкнулась с тем, что специалисты, зная о такой необходимости умалчивают, не сообщают родителям, чтобы не вызвать на себя их гнев. Так как убедить родителя обратиться за медикаментозной помощью очень сложно. Педагоги боятся расспросов родителей о том, что с их ребенком что-то не так. Гораздо безопаснее родителю говорить о том, что у воспитанника все хорошо, а лучше вообще ничего не говорить. Почему в образовательной системе сложилась такая практика, рассмотрю в следующей статье. Считаю, важным и нужным родителям знать о том, что происходит с их ребенком и конечно привлекать их к совместному коррекционному процессу.

Как правило, после такого простого объяснения сложных процессов, происходящих в нервной системе ребенка, родитель облегченно вздыхает. Видно как ему становится понятно в чем причина каких-либо речевых нарушений у его ребенка и главное, что он теперь знает что делать и куда двигаться дальше. То есть, в конце консультации у родителя есть четкий план действий. Родители осознают в чем заключается их ответственность, что делает специалист, что педагог, а что делают все вместе для достижения наилучшего результата в речевом развитии детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Речевые дорожки»Дидактическая игра «Речевые дорожки» Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Консультация для педагогов «Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения» За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Игры с песком не просто забава»Консультация для родителей «Игры с песком не просто забава» Игры с песком — это далеко не праздное занятие, они приносят детям не только массу удовольствия, но и — ощутимую пользу, ведь эта игра связана.

Консультация для родителей «Легко и просто учим дни недели»Консультация для родителей «Легко и просто учим дни недели» Познакомить ребенка с названиями дней недели можно уже с 4- 4,5 лет. Знание дней недели облегчит ребенку ориентировку в окружающей действительности,.

Консультация для родителей «Музыкальная школа? Тоже не просто!»Консультация для родителей «Музыкальная школа? Тоже не просто!» Ваш малыш с замиранием слушает песню, рекламные ролики, смотрит мультики, в детском саду поет, взахлеб рассказывает, как играет музыкальный.

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возрастаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» для старшего возраста Играть и заниматься с ребёнком можно не только за столом дома, но и по пути в детский сад. Уважаемые родители, превратите дорогу в садик.

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста» Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи? Исследование закономерностей специального обучения и.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Просто о сложном. Речевые нарушения»
Опубликовано: 31 марта 2022 в 19:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Просто о сложном. Речевые нарушения»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД