Екатерина Шипова
Консультация «Просто о сложном. Речевые нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему у детей возникают те или иные речевые нарушения? Как правило этот вопрос задают себе родители только когда осознают, что речь ребенка критично отличается от того как говорят другие дети. На своих консультациях родителям объясняю что происходит с их ребенком и почему. Безусловно в этом мне помогают знания нейропсихологии.
Зная как устроена наша нервная система, высшая нервная деятельность, рассказываю каким образом работают психические процессы в норме и патологии. Самым частым нарушением речи среди дошкольников встречается дизартрия. Дизартрия- это нарушение иннервации, идущие от головного мозга к периферии. Бррр… Очень сложно и непонятно для родителя, который никак не связан с медициной. Звучит как-то пугающе… Как правило реакция у родителя: огромные глаза, спазм в горле и выражение ужаса от мысли, что от этого страдает интеллектуальная деятельность. Поэтому в начале объясняю, что дизартрия не связана с ментальными нарушениями.
Публикация «Консультация „Просто о сложном, Речевые нарушения“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
На примере электричества объясняю работу нервного импульса. Чтобы лампочка горела нужен ток. Ток проходит по электрическим проводам в стене, потолке и подходит к клавише выключателя, чтобы нажав на нее лампочка загорелась. Для этого нужна бесперебойная подача тока по проводам. Нервный импульс как ток в проводке бежит к лампочке, чтобы скорее ее зажечь. Так вот, если провода повреждены или подача тока очень слабая, то лампочка не загорится. Так и нервный импульс может быть слишком слабым и просто не может дойти от головного мозга к периферическому отделу – мышцам речевого аппарата. Возможно есть прерывание нервного импульса и тогда он так же не доходит до периферии. Все это похоже на поврежденную проводку, не правда ли?
Таким образом, я объясняю родителям то, что связано с нервным импульсом его силой и скоростью - это проводка. А вот лампочка, переключатель то, что снаружи – это периферия. На проводку я - специалист воздействовать никак не могу. Это удел врачей - невропатологов. Именно они, обследовав ребенка назначают препараты, стимулирующие и усиливающие прохождение нервного импульса в головном мозге. А вот с лампочкой и выключателем работает специалист, родитель и педагог. Делая массаж речевой зоны, развивая компоненты речи я воздействую на лампочку или выключатель. Создав определенное умение, например удерживать артикуляционную позу для какого-либо звука, мы можем в процессе занятий перевести его в навык, создавая тем самым новую цепь нервных импульсов, но воздействовать на скорость и силу прохождения нервных импульсов я не могу, это опять же удел врачей-невропатологов. Формируя у ребенка речевой навык работаю с выключателем. Важно не только зажечь лампочку, но вовремя выключить и снова включить ее. И это о формировании речевого навыка, и о слаженной работе процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Таким образом, в ходе консультации «убиваю 2-х зайцев». Во-первых объясняю в чем причина речевого нарушения, во-вторых объясняю необходимость лечения у невропатолога. Ведь дети, имеющие органические нарушения нуждаются медикаментозной поддержке. В работе столкнулась с тем, что специалисты, зная о такой необходимости умалчивают, не сообщают родителям, чтобы не вызвать на себя их гнев. Так как убедить родителя обратиться за медикаментозной помощью очень сложно. Педагоги боятся расспросов родителей о том, что с их ребенком что-то не так. Гораздо безопаснее родителю говорить о том, что у воспитанника все хорошо, а лучше вообще ничего не говорить. Почему в образовательной системе сложилась такая практика, рассмотрю в следующей статье. Считаю, важным и нужным родителям знать о том, что происходит с их ребенком и конечно привлекать их к совместному коррекционному процессу.
Как правило, после такого простого объяснения сложных процессов, происходящих в нервной системе ребенка, родитель облегченно вздыхает. Видно как ему становится понятно в чем причина каких-либо речевых нарушений у его ребенка и главное, что он теперь знает что делать и куда двигаться дальше. То есть, в конце консультации у родителя есть четкий план действий. Родители осознают в чем заключается их ответственность, что делает специалист, что педагог, а что делают все вместе для достижения наилучшего результата в речевом развитии детей.