Татьяна Баскакова
Статья «Прогулка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Щетникова Т. И.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть.
Значение прогулки :
- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями.
Публикация «Статья „Прогулка в детском саду“» размещена в разделах
- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.
- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении
- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Структурными компонентами прогулки являются :
1. Наблюдения.
2. Подвижные игры.
3. Индивидуальная работа. /Дидактические игры.
4. Трудовая деятельность.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей.
6. Сюжетно-ролевая игра
Каждый компонент прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем.
Во время вечерней прогулки не проводятся : наблюдение и трудовая деятельность
1. Наблюдения – основной метод обучения. Наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения
Наблюдения бывают кратковременные и долговременные:
Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т. д.)
Долговременные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
2. Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений.
Продолжительность : младший возраст – 6-10 минут, старший возраст – 10-15 минут. Каждый месяц разучиваются 2-3 п/и.
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
3. Дидактические игры и упражнения.
Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
При использовании д/ игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:
• опираться на уже имеющиеся у детей знания;
• задача должна быть достаточно трудна, но и в то же время доступна детям;
• постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
4. Трудовые поручения.
Важно, чтобы задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит чаще всего в процессе сюжетно-ролевых игр.
Одним из видов таких игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками и т. д.
Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей.