Папки-передвижки

Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска

Людмила Ивановна Иванова
Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска
▼ Скачать + Заказать документы

В статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в социозащитных организациях при работе с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.

Автор: Кириллова Л. В., социальный педагог, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Публикация «Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска» размещена в разделах

Аннотация: в статье рассматриваются возможные проблемы, которые возникают в СО при организации работы с детьми группы риска. Актуализируется противоречие между ростом количества детей группы риска в современном обществе и неготовностью педагогов выстраивать работу с данной категорией детей.

Ключевые слова: социозащитная организация, дети группы риска, формы работы.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования. Современное образование является одной из самых активно развивающихся уровней образовательной системы Российской Федерации. Нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать педагогно-образовательный процесс в изменяющихся условиях [4]. В пункте 1 статьи 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, а в пункте 5 статьи 47 обозначено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года [1]. С 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования [2]. Существенным аспектом модернизационных процессов в школьном образовании является осуществление комплекса мер по обеспечению высокого уровня профессиональной готовности педагогов.

Стандарт призван обеспечить защиту ребенка и его родителей (законных представителей) от некомпетентного педагогического вмешательства. Такого рода защита может быть обеспечена, прежде всего, посредством контроля над качеством образовательной программы, реализуемой в социозащитной организации. Однако реализация программы зависит не только от ее содержания, но и от характера профессиональной деятельности педагога. В стандарте выделены требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы.

Основой повышения качества образования является характер отношения педагогов к своей профессии, к детям, стремление к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию. От позиции педагога во многом зависит успех образовательной деятельности в социозащитном учреждении.

Во главу угла ставится не выполнение инструкций, а творческое проектирование образовательного процесса для достижения наивысших результатов в обучении, воспитании, развитии, социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста [3]. Педагог социозащитной организации должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, быть профессионально и личностно готовым к обеспечению эмоционального благополучия детей благодаря непосредственному общению с каждым ребенком, уважительному отношению к его чувствам и потребностям, к оказанию недирективной помощи каждому ребенку и поддержке его инициативы и самостоятельности в условиях свободного выбора деятельности, к созданию условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми и взаимодействию с родителями (законными представителями) и т. п. [3].

Увеличение и усложнение функций педагогических кадров требуют постоянного профессионального роста педагогов, поскольку в своей деятельности педагогам необходимы профессиональные компетенции для работы с различными категориями детей.

В настоящее время при динамизме всей социальной жизни людей и возникновении множества неблагоприятных факторов, в социозащитны организациях растет количество детей, которых относят к категории «группы риска». Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать [6]. Таким образом, дети группы риска являются категорией детей, в работе с которой педагогам необходимо владеть особыми профессиональными компетенциями, которые бы способствовали минимизации неблагоприятных факторов, оказывающих влияние на развитие ребёнка.

В современных социозащитных организациях реальность такова, что работа с детьми группы риска относится к компетенции отдельного специалиста (социального педагога или педагога-психолога, но более эффективной будет систематическая совместная организованная деятельность всего кадрового педагогического ресурса, имеющегося в социозащитной организации (специалисты сопровождения и воспитатели).

Отсюда возникает противоречие между ростом колличества детей группы риска, необходимостью организации работы с ними в социозащитной организации и неготовностью педагогов, их неумением выстраивать работу с данной категорией детей. Разрешению данного противоречия может способствовать организация методической работы в социозащитной организации, представляющая собой систему деятельности по обучению педагогов работе с детьми группы риска.

Для организации работы в данном направлении необходим анализ кадрового потенциала конкретной социозащитной организации, исходя из которого и будет строится дальнейшая работа с педагогами. Критериями для анализа, по нашему мнению, могут быть: уровень образования; направление подготовки и / или специальности; наличие дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, второе профессиональное образование) социально-педагогической или психолого-педагогической направленности.

В ходе проведенного анализа по представленным выше критериям кадрового ресурса нашей социозащитной организации мы выявили следующее:

1. По уровню образования: педагогическое образование имеют 97% педагогов (27 человек, из них высшее – 22% (6 человек, среднее профессиональное – 78% (22 человека); 3% (1 педагог) имеет среднее профессиональное медицинское образование.

2. Направление подготовки и / или специальности: «дошкольное образование» – 75% (21 человек, «социальная педагогика» или «психолого-педагогическое образование» – 9% (3 человека); другое – 6% (4 человека).

3. Дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации, второе профессиональное образование) социально-педагогической или психолого-педагогической направленности имеют 6% (2 человека, из них 1 социальный педагог и 1 педагог.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, мы можем сделать вывод о том, что педагоги не обладают достаточным уровнем подготовки и квалификации для организации работы с детьми группы риска. Кроме того, в рамках анализа кадрового ресурса СО, нами был проведен опрос педагогов с целью выявления уровня их готовности к работе с детьми группы риска. Данные опроса показали следующее: из 100% (29 педагогов) «имеют опыт работы с данной категорией детей, но недостаточно знаний» – 33% (11 педагогов); «есть теоретические знания, но нет опыта работы с данной категорией детей» – 9% (3 педагога); «нет знаний и опыта работы, но есть потребность в их получении» – 58% (15 педагогов).

В связи со сказанным выше, актуальной становится задача разработки и внедрения в практическую деятельность системы работы социозащитной организации по обучению педагогов работе с детьми группы риска, которая может включать в себя различные формы и методы работы (постоянно действующий семинар, деловые игры, семинары-практикумы, обмен опытом, изучение методической и периодической литературы по проблеме и др., и которая позволит организовать эффективное взаимодействие всех педагогов социозащитной организации и сформировать у них умение и навык работы с категорией «дети группы риска».

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).

3. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества / Л. В. Горина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т. 3. – 2014. – №4. – С. 372–375 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ( дата обращения: 07.03.2017).

4. Мураткина Д. Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке / Д. Е. Мураткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. Т. 20. – 2014. – №4. С. 169–172 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ( дата обращения: 29.10.2016).

5. Кузнецова Г. Н. Подготовка педагогов ДОУ к педагогическому сопровождению социального развития ребенка дошкольного возраста / Г. Н. Кузнецова //Современная школа. – 2015 – №4 (25). – С. 103–107 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ( дата обращения: 07.03.2017).

6. Гребенникова В. М. Метод кейс-стадии как фактор развития профессиональных компетенций педагогов дошкольной образовательной организации /В. М. Гребенникова, Е. Н. Азлецкая, С. И. Карлаш // Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8. – 2016. – №5–3. – С. 59–62 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ ( дата обращения: 07.03.2017).

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Камни марблс в работе с детьми дошкольного возраста» Дошкольное детство – это период, когда у детей закладывается фундамент познавательной и личностной сфер, когда каждый ребенок, словно маленький.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Практические рекомедации в организации работы разновозрастной или дежурной группы. Консультация для педагоговПрактические рекомедации в организации работы разновозрастной или дежурной группы. Консультация для педагогов Предлагаю вашему вниманию советы и рекомендации из практики моей работы, которые могут реализовываться в работе с детьми разного возраста.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Консультация для педагогов музыки «Концерт — как годовая отчётность учителя по работе с детьми» Для педагогов музыки давно стало «доброй традицией» показывать в конце года родителям отчётный концерт детей. Эти дети показывают на концерте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска
Опубликовано: 14 апреля 2021 в 09:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы подготовки педагогов социозащитной организации к работе с детьми группы риска» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Ивановна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД