Светлана Геннадьевна Ситникова
Предупреждение негативных проявлений у дошкольников в поведении посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период жизни, когда дети усваивают нормы и правила поведения, которые приняты в обществе, устанавливают отношения с взрослыми и сверстниками. Средствами театра можно решать важные воспитательные задачи: театр способствует формированию нравственных качеств ребенка, помогает поверить в собственные возможности, учит быть организованными и внимательными.
Публикация «Предупреждение негативных проявлений у дошкольников в поведении посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, а умело заданные воспитателем вопросы побуждают дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Вовремя работы над выразительностью слов персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, его интонационный строй.
В моральном направлении во время театрализованной деятельности у детей воспитывается доброта, дружба, честность, смелость и тому подобное.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, привлекает их к духовным ценностям, она развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет её сочувствовать персонажам, сопереживать событиям, которые разыгрываются в спектакле.
С помощью театрализованной деятельности у детей происходит важное средство развития эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что литературные произведения или сказка для детей дошкольного возраста имеют моральную направленность.
Малыши любят входить в образ, переживают яркие волнения, подражают взрослым. Но интерес к такой деятельности у них еще не стойкий, не долговременный. Театральные действия в них выражаются в двигательной активности. В игровой деятельности малышам необходимо руководство воспитателя. Оно предполагает целенаправленное влияние на содержание игр детей, но без подмены и самостоятельности, что создает условия для развития творчества, помогает установить позитивные взаимоотношения.
В старшем дошкольном возрасте такая театрализованная творческая игра переходит на вербальный уровень. Старших дошкольников больше интересует результат игровой деятельности. Игры носят коллективный характер, долговременные, с прочно составленным сюжетом, с выполнением правил, содержащихся в роли и обусловленных сюжетом игры. В них прослеживается определенный запас умений : строить план-сюжет, распределять роли, самостоятельно готовить атрибуты и декорации, использовать способы коллективного общения. Это воспитывает в детях самостоятельность, дети овладевают умением согласовывать собственные действия с действиями участников игры, самостоятельно и справедливо решать споры, помогать товарищам, радоваться успехам.
Проанализировав возможности театрализованной деятельности, можно определить следующие превентивные возможности театрализованной деятельности дошкольников в предупреждении негативных проявлений в их поведении :
- театрализованная деятельность предоставляет возможности комплексного целенаправленного влияния педагога на сознание ребенка, его чувства, волю, воспитание ребенка психически и физически здоровым, способствует развитию духовности и морали, и предупреждает неблагоприятное воздействие негативных явлений.
- театрализованная деятельность позволяет осуществлять диагностику условий и факторов и групп риска. Во время наблюдений за детскими театрализованными играми, можно видеть особенности воспитания детей, в играх может проигрываться ребенком опыт негативного поведения. Это предоставляет возможность предупредить дальнейшее развитие этих проявлений в театрализованной деятельности и с помощью ее средств.
- театрализованная деятельность обеспечивает разработку мероприятий, которые направлены на восстановление утраченных социально-психологических функций и ролей. Она предоставляет возможность воспитания детей с устойчивыми негативными проявлениями.