Татьяна Мельникова
Консультация «Поговорим о нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
Поговорим о нравственности
Много лет темой моего самообразования является «Воспитание нравственности у младших школьников».
А что же считать нравственным?
В моем понимании, человек нравственный — это интеллигентный, воспитанный человек, уважающий себя и других людей, умеющий адекватно воспринимать точку зрения иную, чем собственная, принимать эту точку зрения. Человек, умеющий ценить время. Свое и чужое. Человек честный, без двойных стандартов, заботящийся о природе, о своем здоровье, патриот своей страны, с активной жизненной позицией, несущий ответственность за свои слова и поступки. Патриотизм - это ведь не только любовь к своей стране, но и уважение к другим странам и народам.
Публикация «Консультация „Поговорим о нравственности“» размещена в разделах
Вообще, нравственность проявляется во многих аспектах жизни. И умение вести себя не только среди чужих людей, но и у себя дома, среди родных, и умение слушать, слышать и понимать собеседника, уважать чужое достоинство.
В последнее время мы наблюдаем перевирание норм поведения, подмену истинных, добросердечных ценностей ложными и опасными для несформированного мировоззрения детей понятиями. Упразднение института семьи как такового способствует извращенному пониманию жизни (однополые браки, проведение гей-парадов, идентификация новорожденных детей не по половому признаку, а по гендерному различию, отношений между людьми, потере семейных ценностей, лучшему управлению людьми извне.
Как же донести до детей нормы и правила поведения жизни?
Конечно, это ежедневная работа и с детьми, и с родителями. Но одной беседой воспитать нравственность нельзя. Личный пример педагога, а главное родителей в обычной жизни — это основной критерий и условие воспитания нравственной личности. На словах все родители с вами согласны и считают, что все делают правильно. А проверить качество воспитания вы можете во внеклассных мероприятиях. Когда в антракте спектакля в театре Оперы и балета ребенок достает кастрюлю с пельменями) - невольно задумаешься, а так ли вы интеллигентны, как хотите показаться на собраниях? Или, когда внешне очень приличная семья, а ребенок просто «выносит» мозг, я спрашиваю, уже совсем обессилев: «Саша, ну почему ты так себя ведешь?». Ответ меня поразил: «Мама пришла домой пьяная, начала драться с папой, он закрылся от нее в зале, а она ногой выбила стекло. Я сидел под столом и плакал.» Так и хочется крикнуть: «Люди! Остановитесь!»
Поскольку понятие о воспитании у всех разное, мы получаем детей с самыми разнообразными проявлениями в поведении.
Недавно я перечитала книгу Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!». На каждой странице просто кладезь советов по коррекции поведения детей, работе с родителями. Ведь на самом деле воспитание ребенка надо начинать с воспитания родителя. Они могут быть хорошими специалистами в своей рабочей области, но очень часто совершают ошибки воспитательные. Родители отдаляются от детей, откупаются подарками или просто игнорируют их.
На самом первом собрании мы договорились с родителями, что на нарушение норм морали будем реагировать жестко. Я считаю, что в этом отношении мы хорошо поработали. В моем классе нет изгоев, никто не дразнит детей в очках, дети дружные, конечно, бывает и дерутся, и обзывают друг друга, но при разборе ситуации все чаще приходят к выводу, что виноваты оба.
Однако, нравственное воспитание – это не только дисциплина. Любовь к Родине, к своему городу, родным, уважение к старшим, благодарность за помощь или сделанную для них работу и многое другое.
В моем классе дети приучены к чистоте. Перед началом уроков и после них дежурные протирают парты дезинфицирующим средством, и все дети считают это нормальным, труд по наведению порядка в своем кабинете для них норма.
На уроках литературы мы читали произведения о войне. Почему – то мои дети очень любят эту тему, много спрашивают вне урока. Я приготовила для них урок мужества «Подвиг матери» о матерях героев войны.
В рамках факультатива «Азбука здоровья» мы говорили о паралимпийцах, красочно, с презентацией. Двое детей плакали, один из них мальчик. Я считаю воспитание тогда эффективно, когда оно затронуло душу.
В рамках факультатива «Знай и люби свой край» мы изучали историю возникновения и развития нашего города. Затем некоторые дети изготовили небольшие проекты по пройденному курсу.
Посещение театра и других общественных мест с детьми тоже показатель воспитанности каждого ученика. Но ежедневное поведение наиболее красочный маркер.
Личный пример, чтение правильных художественных книг с последующим обсуждением, просмотр фильмов, беседы, совместные ежедневные дела, увлечения, хобби — это небольшой арсенал как педагога, так и родителей. Однако, не нужно «закидывать» в себя книги и фильмы любые, просто для количества, как дрова в печку. Бывает, что одна правильная книга, прочитанная вовремя, оказывает больше влияния, чем сто других.
Наблюдая за поведением детей в школе, выясняя причины некоторых поступков, стало очевидно, что начинать воспитание нравственного человека нужно гораздо раньше, т. е. с детского сада. После декретного отпуска я ушла из школы в детский сад.
Очень радует меня, что тема патриотизма и нравственности в современном мире обретает новое звучание. Современное поколение родителей росло в период нестабильности в стране, потере нравственных ценностей, озлобленности. Нормы и правила морали, всегда присущие славянам, упрощались, а часто вообще не учитывались. Многие молодые родители просто не знают, как воспитать собственного ребенка в любви к ближнему, родине, в уважении к традициям, семье и обществу.
Как воспитывать патриота? Конечно, начинать нужно с любви к матери, к семье, к ближнему, добросердечии, бережном отношении ко всему живому, в уважении к труду других людей. Очень много важных вопросов нужно решать, как можно раньше.
К сожалению, не всегда семья ребенка наш помощник, поэтому и в детском саду важной является работа с родителями. Для достижения этих целей считаю очень важной работу по проекту «Мой мир». Проект рассчитан на активную совместную работу родителей и детей на протяжении трех лет, начиная со средней группы. Призван возбудить интерес к изучению своей малой родины, расширяясь до изучения других городов и стран в целом, воспитывать уважение и гордость к достижениям человечества, способствовать формированию положительного мировоззрения детей, добросердечных отношений с людьми.
Любовь к родине начинается с малого – добрые взаимоотношения, совместная деятельность детей и родителей, искренний интерес к делам своей семьи.
Основным методом воспитания я считаю любовь. Нужно любить ребенка. Пусть непослушного, дерзкого, резкого, но безусловно любить. За то, что он есть. Именно в моменты дерзости и резкости он больше всего нуждается в любви. Он прямо кричит - Остановите меня! Не бывает плохих детей. Это мы — взрослые — за своей беготней и занятостью не нашли вовремя доброго слова, не разглядели лучик в душе ребенка, а как часто это становится поздно.
Закончить позвольте отрывком из стихотворения моей любимой поэтессы Юлии Друниной:
«. Я желаю вам, добрые люди,
Просто крепко держаться в седле.
Я желаю вам счастья. Но если.
Оставайтесь везде и всегда
Вы солдатами армии Чести,
Что берет Добротой города.»