Валерия Бригадина
Родительское собрание «Поговорим о нравственности»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОГОВОРИМ О НРАВСТВЕННОСТИ» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Цель: повышать компетентность родителей и воспитателей в вопросах нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование:
Публикация «Родительское собрание „Поговорим о нравственности“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Ход собрания:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Очень приятно видеть вас в нашем зале, спасибо, что нашли время и пришли к нам на встречу. Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Поговорим о нравственности и нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Какие нравственные качества присущие человеку вы можете назвать?
(Ответы родителей : доброта, честность, понимание, дружелюбие, щедрость, справедливость, любовь, патриотизм и т. д.)
Все качества, названные вами, воспитываются уже в дошкольном возрасте. Очень жаль, что нередко про нравственное воспитание мы забываем, заботясь об интеллектуальном, физическом развитии детей.
Сейчас я предлагаю проанализировать, какие нравственные качества сформированы у ваших детей. Для этого, я зачитаю вам, какие качества должны быть сформированы у детей 4-5 лет в соответствии с возрастными нормами, а вы отметьте для себя (на листах, обладает ли этими качествами ваш ребенок.
Анкета останется у вас, поэтому постарайтесь объективно оценить вашего ребенка.
ВОЗРАСТНАЯ НОРМА РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Нравственное качество Отметка о сформированности (+/-)
Сформировано личностное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну)
Умеет налаживать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, умеет играть в коллективные игры, соблюдает правила добрых взаимоотношений
Проявляет скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым
Умеет испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок
Всегда помнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
Педагог-психолог: Хорошо, если большинство качеств у вашего ребенка уже сформированы. Но дети переходят на новый возрастной этап, поэтому нравственные качества требуют нового развития. Поэтому необходима постоянная работа, поиск новых путей и способов, условий воспитания.
Воспитатель: Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является пример авторитетного взрослого, создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному нравственно-волевому развитию ребенка : он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Педагог-психолог: Хочется отметить, что нравственное воспитание не основывается на одних только нравственных беседах, нравоучениях, а совсем наоборот. В помощь родителям и педагогам приходят книги с поучительными рассказами, пословицы и поговорки с многовековой мудростью, различные игры, мультипликационные фильмы.
Упражнение «Поучительные фразы».
I вариант: родителям предлагаются фразы, они должны сказать откуда эта фраза.
Ребята, давайте жить дружно! (Кот Леопольд)
. упитанный, а невоспитанный! (Варвара-краса, длинная коса)
Неужели из-за масти мне не будет в жизни счастья?. (Голубой щенок)
Мой дед говорил "делай добро и бросай его в воду" (добрый Ээх)
«Немного внимания, немного заботы об остальных способны изменить все»
(Винни-пух).
Кто знает, как мокра вода, как страшен холод лютый, тот не оставит никогда прохожих без приюта (Кошкин дом)
Счастье - это когда все дома! (Домовенок Кузя)
II вариант: родителям предлагается самим назвать пословицы, поговорки, выражения по заданную нравственную категорию : о доброте, о лени, о дружбе; о правде и лжи.
Вашему вниманию мы предлагаем список литературных источников для детей дошкольного возраста нравственно-волевого содержания (СПИСОК ПОВЕСИТЬ В ГРУППЕ).
Рекомендации по прочтению:
1) Прочтите ребенку произведение. Выбирайте небольшие, но содержательные рассказы, сказки.
2) Рассмотрите иллюстрации.
3) Обсудите с ребенком: понравилось ли ему произведение? Почему понравилось/не понравилось?
4) Попросите ребенка дать оценку действиям главных героев (правильно, хорошо, плохо, нечестно и т. д.) и почему он так считает? Была ли возможность у героя поступить иначе?
5) Спросите, как бы поступил ребенок на месте главного героя, расскажите свое мнение, может подобная ситуация была в вашей жизни.
6) Спросите, какие чувства испытывают герои, какие чувства испытывает ребенок, поделитесь своими чувствами.
7) Краткий вывод – попробуйте найти подходящее мудрое высказывание.
Эти рекомендации необходимо соблюдать и при просмотре телепередач и мультипликационных фильмов.
Педагог-психолог: по мере взросления детей бывают ситуации, когда родители и педагоги затрудняются принятии решения, как объяснить ребенку, что какой-либо поступок некрасив, или сами совершают ошибку, внушая ребенку сдавать сдачи, покупают ценные игрушки, которыми ребенок не может поделиться. Попробуем разобраться в некоторых часто встречаемых ситуациях.
Упражнение «Ситуации»
Цель: помочь родителям посмотреть на различные ситуации глазами ребенка, родителя и педагога, выработать стратегию действий для решения данных ситуаций.
Ситуация 1: Воспитатель часто обращается к родителям с проблемой агрессивного поведения ребенка: он дерется, кусается, отбирает игрушки. Ребенок говорит, что папа ему сказал, что он самый сильный и всегда должен давать сдачи.
Задание: Проанализировать ситуацию с позиции ребенка, родителя и педагога. Выработать правильную стратегию действий.
Ситуация 2: На занятии дети рисовали. Воспитатель подходил к каждому, смотрел результаты работы. Один ребенок не старался, быстро справился и сидел, баловался. Когда воспитатель подошла к нему, посмотрела его работу и спросила, нравится ли ему его рисунок, он ответил, что нравится и вообще он рисует лучше всех: и Маши, и Вани, и Толика. Воспитатель спросила, кто ему так сказал. Мальчик ответил, что так ему сказала мама.
Задание: Проанализировать ситуацию с позиции ребенка, родителя и педагога. Какие последствия ожидают родителей в будущем? Сформулировать правила похвалы и наказания.
Ситуация 3: Предложить придумать родителям (или пример из жизни).
Вывод: родители, воспитатель и педагог-психолог помогают.
- Необходимо работать в одном направлении.
Воспитатель: Спасибо за работу. Мы приготовили для вас полезные памятки, которые вы прочитаете дома. В памятках даны практические советы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Завершить нашу встречу хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого: «Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей».