Ольга Скрыпник
Подготовка гида. Роль взрослого в педагогике М. Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДГОТОВКА ГИДА. РОЛЬ ВЗРОСЛОГО В ПЕДАГОГИКЕ МОНТЕССОРИ.
Роль взрослого в педагогике Монтессори
С момента своего рождения ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.
Публикация «Подготовка гида, Роль взрослого в педагогике М, Монтессори» размещена в разделах
В этом процессе взрослый может стать союзником ребенка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори – это роль помощника, сглаживающего для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.
Поскольку каждый ребенок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребенка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребенка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребенку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.
Но ребенок не одинок в среде. Все это предполагает присутствие хорошо подготовленной доброжелательной наставницы, которая всегда поблизости и готова помочь и поддержать в трудную минуту.
РОЛЬ ПЕДАГОГА
- в подготовленной среде. Как бы ни была идеально подготовлена и продумана среда, она будет бесполезна без педагога. Именно педагог является живым связующим звеном между ребенком и средой. Ее задача проследить, чтобы была установлена точка контакта между окружением и разумом ребенка.
ПЕДАГОГ должен
• Отсутствие предвзятости и безоценочность
• Быть нормализованным
Педагог :
• Создание и сохранение среды
• Знакомит ребенка со средой
• Помогает, поддерживает когда необходимо, оставляя возможность для самообучения
• Учитель должен «гореть как пламя»
• Уметь увлекать, вести за собой
• Целесообразность в применении материалов относительно психофизиологических особенностей ребенка
• Не вмешиваться!
• Вести себя незаметно
• Позиция Педагог – слуга/Ребенок – хозяин (готовность прийти на помощь ребенку и дать ребенку обратную связь)
• Служить духовности
• Физическая независимость – позволяет быть независимым духовно
• Давать самостоятельно работать – воспитывать духовность ребенка
МОНТЕССОРИ – ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН
• Работать над собой постоянно (над духовным «я», и физическим телом – смирение, терпение, опрятность, чистота)
• Предоставление самостоятельности для развития духа ребенка
• Понимание реальности
• Выявлять потребности детей
• Наблюдать и быть в гармонии
• Педагог готовится тщательно и глубоко для работы с детьми
• Быть на одном уровне
• Свобода и безопасность (обеспечить состояние ребенку)
• Точность, последовательность
• Воображение
• Ориентир на духовный образ ребенка
• Видеть связь физического и духовного
Педагог – духовное «Я» -
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАЛИЗОВАННОГО ВЗРОСЛОГО
• Эмоциональный контроль
• Самооценка
• Осознанное общение с окружением
КАК СТАТЬ «НОРМАЛИЗОВАННЫМ ВЗРОСЛЫМ»
Нормализованный взрослый
• Эмоциональный климат
• Любовь к детям
• Вежливость и манеры
• Мебель для ребенка
• Отношение и общение между взрослыми
• Понимание и принятие своей роли и вклада в развитие детей
САМООЦЕНКА - это представление человека о важности своей личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
• Список полож. / отриц. качеств
• Исследование себя
• Что влияет на самооценку
• Как можно повысить самооценку
Важно! Познать самого себя. Что я думаю о себе. Чувство своей значимости. Принятие себя. Самоуважение.
Отрицательное влияние на самооценку
• Нехватка любви
• Отсутствие веры в себя
• Когда нас не принимают
• Яркий негативный опыт
• Фильтры / убеждения
Что влияет на повышение самооценки
• Когда дело удается
• Поддержка / похвала
• Принятие себя таким
• Любить, уважать себя
• Не сравнивать себя с другими
• Право на ошибку
• Забота о себе
• Управление эмоциями
Положительные качества---Отрицательные
• Терпеливость Несдержанность
• Доброжелательность Злость
• Упорство Мягкотелость / слабость
• Безэмоциональность излишняя эмоц.
• Медлительность торопливость
• Требовательность безответственность
ПОЗИЦИЯ РАДОСТИ
• Наслаждаться процессом
• Свобода от беспокойства
• Концентрация на работе
• Исключить страхи
• Уважать ребенка и время для его обучения
• Дети и педагог объединяются в одно целое, которое представляет собой неразрывный процесс активного развития обеих сторон.
• Направлять природную энергию ребенка в созидательное русло нелегко, для этого требуется специальная подготовка. Основой для такой подготовки является изменение мировоззрения. Педагог должен почувствовать человеческое достоинство ребенка оценить значимость самостоятельной деятельности ребенка, изучит его потребности, и научиться уважать его как творца будущего – взрослого. Для этого надо пройти внутреннюю, духовную подготовку – «развить определенные способности своего духа».
• Педагогу нужно очистить свое сердце и наполнить его состраданием к ребенку. Нужно научиться смирению и быть готовой служить ребенку. Такую способность можно приобрести через внутреннее усилие, направленное на самосовершенствование. Подразумевается приобретение качеств, которые необходимы для работы с детьми.
• Гнев и гордость - два порока, которые искажают образ ребенка в сознании взрослого. Смирение и терпение – противоположности, которые нужно взращивать в педагогу в себе.