ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА КОЗИНА
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «В мире природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «В мире природы».
В младшем дошкольном возрасте закладываются первые представления о растениях и животных, вместе с главными особенностями и основными понятиями о природе дети должны впитать все самое доброе и бережное отношение к ней.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста „В мире природы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формировать у детей первичные навыки экологической культуры.
Детям необходимо понять, что растениям и животным нужна вода, воздух, тепло и т. д. Все знания дети приобретают в форме игры, ведь именно игра, ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте.
Знакомство с животным миром можно разделить на блоки: рыбы, птицы, домашние животные, дикие животные, растения.
Рыбы. При знакомстве с разновидностью рыб, можно предложить понаблюдать за живыми рыбками в аквариуме. Именно так, дети учатся наблюдать и замечать особенности в поведении рыб, рассматривают форму и цвет. А также, могут покормить и проявить заботу о рыбках. Затем дети обыгрывают эти знания на занятиях по продуктивной деятельности. Например, рисуют или лепят рыбку, делают аппликации.
Птицы. Петух, курица, цыплята. Играя и рассматривая игрушки, картинки дети получают представления о повадках этих птиц. В русском народном фольклоре очень, много произведений, где даются понятия об особенностях поведения, внешнем виде курочек, петушков и цыплят, а также индюков, гусей и уток. Птицы, прилетающие на участок (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы, снегири). Дети рассматривают картинки, наблюдают на прогулке, развешивают и насыпают корм в кормушки зимой. Птицы, живущие в клетке, например, попугай или канарейка. Дети знакомятся с ними на занятиях по окружающему миру, используя наглядный материал.
Домашние животные. Коровы и телята эти животные, которые дают пищу людям (молоко, творог, сметана и т. д.). С помощью сказки «Волк и семеро козлят», дети знакомятся с козой и козлятами. Сказка увлекает детей, они легко запоминают особенности козы и могут по картинке отличить её от коровы. Лошади и жеребята. Лошадь помогает людям с давних времён, перевозить тяжести, или кто-то из детей непременно, катался на настоящей лошадке во время зимних праздников и т. п. Кошка и собака - эти животные знакомы многим детям, так как являются домашними питомцами. Ну, а там, где кошка, есть и мышка. «Кошки - мышки» любимая подвижная детская игра. Также даются представления о свинье и поросятах, кроликах, овцах и баранах.
Дикие животные. Заяц, волк, лиса, медведь, белка, ёж - основные герои сказок, они же, обитатели леса. Этих персонажей дети могут изображать в различных видах театрализованной деятельности (настольный театр, кукольный, пальчиковый театр и т. д.). Детям дается понятие о том, что дикие животные могут самостоятельно найти себе пищу, в отличие от домашних, за которыми ухаживает человек.
Растения. Дети знакомятся с комнатными растениями, цветами на участке группы (одуванчики, мать-и-мачеха, ромашка и т. д.). Дети знакомятся с понятием три этажа травы (трава, цветы, ягоды, грибы, кустарники (сирень, калина, смородина и т. д., деревья (берёзы, ель, тополь и т. д.). Знакомятся с овощами (помидором, огурцом, капустой, кабачком, баклажаном, то, что растёт на грядке в огороде. С корнеплодами (картошка, морковка, свекла, репка, лук, чеснок). С фруктами, дети учатся различать яблоко, грушу, персик, абрикос, апельсин и мандарин, лимон, банан, сливу, виноград и т. д. Затем, ягоды, орехи, грибы всё это дети изучают по картинкам, или натуральные плоды рассматривают, пробуют.
Дети получают знания о природе, наблюдая, играя и экспериментируя. В нашем детском саду свое наблюдение за природой мы начинаем с «Огорода на окошке», который в зимнее время растет у нас на окошке, а в летнее перемещается на участок детского сада. У детей формируются первые навыки и понятия, что каждому растению и животному необходимо питание и уход. Дети с удовольствием поливают растения, рыхлят почву, наблюдают за ростом и даже пробуют свой «маленький» урожай. Зимой мы помогаем нашим пернатым друзьям. Устраиваем выставки кормушек, развешиваем на территории детского сада, и учимся подкармливать птиц.
Литература: Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
Мазильникова Н. Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 93
Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112с.