Джус Карина
Выпускная квалификационная работа педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы смыслового чтения текстов как средства формирования познавательных универсальных учебных действий при проведении уроков литературного чтения с детьми младшего школьного возраста
На современном этапе развития цивилизации в нашем обществе особую актуальность обретает вопрос навыков смыслового чтения.
В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника учиться, т. е. научить пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания, а в дальнейшем проявить способность к самообучению и самообразованию. Для реализации данной задачи необходимо сформировать у обучающихся навык чтения.
Публикация «Выпускная квалификационная работа педагога» размещена в разделах
В нашей работе мы рассматриваем такие понятия как смысловое чтение и познавательные универсальные учебные действия. Для начала давайте разберем данные понятия.
Смысловое чтение – осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
На сегодняшний день стоит необходимость привить любовь к книге. Нужно вдохновить каждого юного читателя радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли. Осмысленное восприятие текстов способствует развитию личности читателя.
Изучением данной проблемы занимаются как отечественные, так и зарубежные педагоги и психологи. Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) и Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS, современные младшие школьники испытывают трудности в осмыслении прочитанного. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования поставлены задачи обучения и развития младших школьников, согласно которым педагогам требуется сформировать у учащихся универсальные учебные действия.
Многие авторы рассматривали важность формирования учебных действий, подробно описывая её в своих трудах. Так, в свою очередь на это указывали JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин. Подробнее хотелось бы остановиться на познавательных УУД, одним из составляющих, которых является смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Известно, что целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также заставляет думать, познавая окружающий мир. Но, тем не менее, в современном обществе проблемы в области детского чтения, к сожалению, существуют. Это доказывает тот факт, что над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей наук: библиотекари, учителя, психологи, преподаватели высшей школы и т. д.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать и частично апробировать на практики эффективность применения различных приемов смыслового чтения текста как средство формирования познавательных УУД на уроках литературного чтения
Объект исследования - формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – применение различных приемов смыслового чтения текста.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать методические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста в рамках уроков литературного чтения.
2. Охарактеризовать особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть и охарактеризовать приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
4. Выделить и охарактеризовать педагогические условия и методы формирования познавательных УУД.
5. Разработать рекомендации педагогам по подбору приёмов смыслового чтения, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ различных источников, сравнение, прогнозирование, обобщение.
Теоретическая база нашей работы опирается на таких психологов и педагогов как Л. С. Выготский и А. Г. Асмолов, которые в своих трудах раскрывают основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке картотеки «Приемы смыслового чтения текстов» для учителей начальных классов при организации уроков литературного чтения.