Получи документы

Модель развития инструментального музицирования

Карина Якоб
Модель развития инструментального музицирования
▼ Скачать + Заказать документы

Статья по теме: «Модель развития инструментального музицирования».

«Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств"

Людвиг ван Бетховен – великий немецкий композитор

Очень важно развивать музыкальные способности дошкольников. Но должное внимание я бы хотела уделить развитию музыкальных способностей посредством инструментального музицирования. Нужно развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый, динамический слух; формировать навыки ансамблевого исполнения; развивать способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.

Публикация «Модель развития инструментального музицирования» размещена в разделах

Определяются следующие этапы развития инструментального музицирования :

1 этап – накопление опыта слушателя, знакомство с детскими музыкальными инструментами.

2 этап – освоение приемов игры на инструменте при помощи различных упражнений. Обучение рекомендуется начинать с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда (деревянные ложки, погремушки, барабан и др.).

3 этап – разучивание произведений, освоение игры в детском оркестре.

Хочется выделить несколько направлений деятельности музыкального руководителя:

1 направление – развитие ритмического чувства (чувства, темпа, ритма). Особое внимание стоит уделить развитию способности дошкольника ощущать метроритмическую пульсацию музыки. Для этого лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющий звук только одной определенной высоты. Сначала музыкальный руководитель помогает ребенку отмечать сильную долю такта в соответствии с темпом музыки. Затем осваивается выделение сильных и слабых долей. И в итоге – освоение ритмического рисунка мелодии. Основой репертуара для развития ритмического чувства будут различные считалочки, несложные песенки, прибаутки, ритмизация своего имени.

2 направление – развитие звуковысотного слуха. Можно использовать колокольчики, которые звучат различно по своей высоте. Дети без труда узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой ниже. Рекомендуется металлофон поставить наклонно – он может стать «музыкальной лесенкой». Молоточком нужно ударить по ступенькам «лесенки», и дети определяют, куда «идет» куколка (вверх, вниз или через ступеньку, то есть различают направление звукоряда и расстояние между звуками.

3 направление – развитие тембрового слуха. В основе – ознакомление с инструментами различных групп (струнными, духовыми, ударными). Хороший педагогический эффект дает сравнивание звучания инструментов разных групп с целью нахождения различий и сходства между ними.

4 направление – формирование навыков ансамблевого исполнения. Важно формировать у дошкольников умение действовать координированно, совместно. Для этого рекомендуются коллективные прохлопывания, притопывания, постукивания деревянными или пластмассовыми коробочками и палочками под ритмическую музыку. Для исполнения в оркестре необходимы сформированные навыки игры на том или ином инструменте каждого ребенка.

4 направление – развитие творческого музицирования. Начальным этапом развития творческого музицирования является «обследование» звуковых возможностей каждого инструмента. Рекомендуются задания по типу «как поет птичка», «как идет дождь», «как ходит медведь» и т. д. Наличие у дошкольника сформированных умений игры на инструменте обязательно. Только в этом случае он сможет реализовать поиск собственной интерпретации музыкального образа.

Чтобы организовать процесс музицирования, нужно создать образовательные ситуации: проблемные, игровые, сюжетные, творческие, сюжетно – игровые (сюжетно – ролевые музыкальные игры, коллективное и индивидуальное музицирование, творческая мастерская). Существуют следующие организационные формы: концерт, викторина, поисковая лаболатория, проект, музыкальное озвучивание инсценировки, стихотворения и др. А также, творческие задания практического содержания; музыкальное экспериментирование; самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Педагог должен формировать навыки и умения игры на инструменте для развития музицирования. Это способствует развитию у дошкольников самостоятельных действий в игре на инструменте.

Хотелось бы обозначить упражнения, которые систематически выполняя, способствуют развитию музыкальных способностей (ладового чувства, чувств ритма и музыкально – слуховым представлениям) - это музыкальные и музыкально – игровые упражнения: ритмо – интонационные, ритмодекламация, специальные упражнения для формирования чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха.

Также, можно дать детям задание в форме музыкально – дидактической игры, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.

Еще можно дошкольникам давать творческие задания. К ним относятся: задания на звукоподражание, вопросно – ответные импровизации, сочинение контрастных мелодий, задания на сочетание мелодий с опорой на заданную интонацию, мотив или текст. Творческие задания побуждают детей к познавательно – исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной вариативной форме. Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества ребенка как инициативность, любознательность, самостоятельность.

В ходе данного процесса формируются психолого – педагогические условия:

1. Реализуется аксеологический подход педагога к формированию основных компонентов музыкально – творческого развития детей : самовыражение, творческая активность, музыкально – творческие и интеллектуальные способности.

2. Используются в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям.

3. Накапливается опыт музицирования воспитанниками посредством специальных занимательных упражнений для развития ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма.

4. Происходит субъектное взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий и условиях нерегламентированной музыкальной деятельности.

5. Организуется единая музыкальная развивающая среда в ДОУ, включающая синтез музыкальной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности дошкольников, предметной среды.

Хочется подытожить, что в результате всех вышеперечисленных действий развиваются музыкальные способности детей в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, звуковысотный, тембровый, динамический слух, музыкально – слуховые представления, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память; формируются навыки ансамблевого исполнения; развивается способность самостоятельного творческого инструментального музицирования.

Публикации по теме:

Фоторепортаж с концерта инструментального ансамбля «Русь»Фоторепортаж с концерта инструментального ансамбля «Русь» «Фото отчет концерта инструментального ансамбля «Русь» 13 мая в СДК поселка Октябрьский проходил концерт. К нам приезжал ансамбль Прокопьевского.

Игра как модель мира.Игра как модель мира. Здравствуйте уважаемые коллеги 2015 в нашем саду быль объявлен конкурс "Игра как модель мира ". В рамках нашего конкурса каждая группа должна.

Макет-модель для дошкольников «Зоопарк»Макет-модель для дошкольников «Зоопарк» Макеты имеют огромное значение для развития детей. С их помощью дети в игровой форме познают окружающий мир. В процессе использования.

Мастер-класс «Модель «Дни недели»Мастер-класс «Модель «Дни недели» Для знакомства детей с временными отрезками, а именно днями недели, придумала игровую модель "Дни недели". По которой детей легко запоминают.

Математическая модель «Дворец царицы Математики»Математическая модель «Дворец царицы Математики» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию наглядную плоскостную модель "Дворец царицы Математики". Структура модели дворца: здание из.

Презентация «Модель центра экологического развития во второй младшей группе» Экологический центр в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Модель игры-драматизации «Театр»Модель игры-драматизации «Театр» Модель игры-драматизации 1. Цель: обогащение игрового опыта. Задачи. Образовательная: учить детей различать и передавать интонации, характеры.

Модель календарного года-дидактическое пособиеМодель календарного года-дидактическое пособие Самая трудная сфера действительности для познания ребенка дошкольника - время. Его нельзя увидеть, нельзя услышать, нельзя потрогать.

Модель взаимодействия ДОУ и семьи От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Развивающая игра «Ложка-модель»Развивающая игра «Ложка-модель» Развивающая игра «Ложка-модель» для старшего дошкольного возраста. Область применения ложек не ограничивается только музыкальным воспитанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель развития инструментального музицирования
Опубликовано: 26 мая 2022 в 18:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Модель развития инструментального музицирования» (включая файлы) размещена пользователем Карина Якоб (УИ 2878775) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД