Папки-передвижки

Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Ирина Маркина
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Самым важным вопросом речевого воспитания у детей является формирование связной речи. Это определенно, прежде всего, ее социальной ценностью и ролью в формировании человека. Связная речь – главная форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (С. Л. Рубинштейн, Т. В. Ахутина, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи осуществляется основная, коммуникативная функция назначения языка и речи. От уровня усвоения детьми связной речью в дошкольном возрасте, будет зависеть их благополучное обучение в школе. Поэтому в наше время так важно развитие связной монологической речи у детей.

Публикация «Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Связная речь – это самое высокое достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Результат усвоения связной монологической речи зависит от развития всех сторон речи : словаря, грамматического строя, звуковой культуры. К главным видам связной речи относятся диалог и монолог. Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог – это законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой и грамматической связью.

Обучение детей составлению рассказов – очень тяжелый и продолжительный процесс. В младшем дошкольном возрасте проводится подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. Для подготовки ребят дошкольного возраста к составлению рассказов по сюжетным картинам применяются следующие методы: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.

Основы методики обучения детей рассказыванию по картинам были заложены Е. И. Тихеевой. Она отмечала, что рассматривание картин способствует упражнению наблюдательности, совершенствованию воображения, логического мышления и в целом развитию языка ребенка. Тихеева указала педагогические и эстетические требования к картинам и рекомендовала разнообразные виды занятий по картинам, среди которых особое место занимают рассказы по картине.

Для того чтобы научить дошкольников рассказыванию в детском саду мною используются сюжетные и предметные картины на различные темы, близкие опыту ребенка. Например: «На улице», «В детском саду», «Домашние животные», «Времена года» и др.

Структура занятия традиционно включает три части.

В первой части занятия детей знакомят с наглядными средствами. Особо важен для меня сюрпризный момент, появление перед дошкольниками игрушки из кукольного театра. Начиная со средней группы можно использовать малые формы фольклора (поговорки и потешки, загадки и небольшие стихотворения, чтобы вызвать интерес у детей к наглядным объектам, привлечь их внимание.

В основной части занятия осуществляется последовательная работа по рассматриванию картины, затем ведется беседа, конкретизирующая основное содержание и детали. После этого дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. В моих занятиях очень важной частью является образец, который учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть в меру кратким, преподноситься живо, впечатлительно (чувствительно). Прежде всего, дошкольники воспроизводят образец, а после этого рассказывают самостоятельно, включая в рассказ свое творчество.

Прежде всего, можно предложить одному ребёнку описать полюбившегося ему котёнка, другому ребёнку — описать кошку, а затем рассказать про картину в целом.

В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а оставшегося пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Воспитатель помогает детям с комментариями, которые относятся к последовательности описания, словаря, связи предложений. По данной картине даётся план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце описания.

В третьей части занятия подводят итог по всей работе: здесь можно выделить наиболее интересные высказывания дошкольников, оценить рассказы детей в целом. Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

Работу по развитию связной речи нужно осуществлять не только с детьми, но и с родителями проводя беседы, консультации. Мною были разработаны следующие консультации : «Особенности речевого развития детей 4-5 лет», «Как помочь ребёнку в развитии связной речи», «Нормы в речевом развитии детей 4-5 лет», «Отклонения в речевом развитии детей 4-5 лет», «Что не следует делать в развитии связной речи у детей 4-5 лет».

В наше время у большинства ребят дошкольного возраста, есть проблемы в развитии речи. Поэтому работа по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста в ходе описания сюжетных картин, является действительным (эффективным) средством развития связной речи дошкольников. С помощью этого метода большинство ребят научились самостоятельно описывать картину, самостоятельно умеют составлять простые предложения. Также дети научились в правильной последовательности расставлять серии сюжетных картин. У детей обогащается словарный запас слов, речь ребят становится более выразительная и грамотная.

Список использованных источников.

1. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи// Дошкольное воспитание. – 1995. – №10.

2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во Ин-ститута Психотерапии, 2001. – 256 с.

3. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.

4. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июля 2022 в 17:46
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Маркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД