Ирина Маркина
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Самым важным вопросом речевого воспитания у детей является формирование связной речи. Это определенно, прежде всего, ее социальной ценностью и ролью в формировании человека. Связная речь – главная форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (С. Л. Рубинштейн, Т. В. Ахутина, Н. И. Жинкин, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи осуществляется основная, коммуникативная функция назначения языка и речи. От уровня усвоения детьми связной речью в дошкольном возрасте, будет зависеть их благополучное обучение в школе. Поэтому в наше время так важно развитие связной монологической речи у детей.
Публикация «Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Связная речь – это самое высокое достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Результат усвоения связной монологической речи зависит от развития всех сторон речи : словаря, грамматического строя, звуковой культуры. К главным видам связной речи относятся диалог и монолог. Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог – это законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой и грамматической связью.
Обучение детей составлению рассказов – очень тяжелый и продолжительный процесс. В младшем дошкольном возрасте проводится подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. Для подготовки ребят дошкольного возраста к составлению рассказов по сюжетным картинам применяются следующие методы: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.
Основы методики обучения детей рассказыванию по картинам были заложены Е. И. Тихеевой. Она отмечала, что рассматривание картин способствует упражнению наблюдательности, совершенствованию воображения, логического мышления и в целом развитию языка ребенка. Тихеева указала педагогические и эстетические требования к картинам и рекомендовала разнообразные виды занятий по картинам, среди которых особое место занимают рассказы по картине.
Для того чтобы научить дошкольников рассказыванию в детском саду мною используются сюжетные и предметные картины на различные темы, близкие опыту ребенка. Например: «На улице», «В детском саду», «Домашние животные», «Времена года» и др.
Структура занятия традиционно включает три части.
В первой части занятия детей знакомят с наглядными средствами. Особо важен для меня сюрпризный момент, появление перед дошкольниками игрушки из кукольного театра. Начиная со средней группы можно использовать малые формы фольклора (поговорки и потешки, загадки и небольшие стихотворения, чтобы вызвать интерес у детей к наглядным объектам, привлечь их внимание.
В основной части занятия осуществляется последовательная работа по рассматриванию картины, затем ведется беседа, конкретизирующая основное содержание и детали. После этого дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. В моих занятиях очень важной частью является образец, который учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть в меру кратким, преподноситься живо, впечатлительно (чувствительно). Прежде всего, дошкольники воспроизводят образец, а после этого рассказывают самостоятельно, включая в рассказ свое творчество.
Прежде всего, можно предложить одному ребёнку описать полюбившегося ему котёнка, другому ребёнку — описать кошку, а затем рассказать про картину в целом.
В порядке усложнения по картине «Собака со щенятами» можно дать образец описания одного щенка, а оставшегося пусть дети описывают самостоятельно по аналогии. Воспитатель помогает детям с комментариями, которые относятся к последовательности описания, словаря, связи предложений. По данной картине даётся план описания всей картины, а речевой образец предлагается в конце описания.
В третьей части занятия подводят итог по всей работе: здесь можно выделить наиболее интересные высказывания дошкольников, оценить рассказы детей в целом. Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.
Работу по развитию связной речи нужно осуществлять не только с детьми, но и с родителями проводя беседы, консультации. Мною были разработаны следующие консультации : «Особенности речевого развития детей 4-5 лет», «Как помочь ребёнку в развитии связной речи», «Нормы в речевом развитии детей 4-5 лет», «Отклонения в речевом развитии детей 4-5 лет», «Что не следует делать в развитии связной речи у детей 4-5 лет».
В наше время у большинства ребят дошкольного возраста, есть проблемы в развитии речи. Поэтому работа по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста в ходе описания сюжетных картин, является действительным (эффективным) средством развития связной речи дошкольников. С помощью этого метода большинство ребят научились самостоятельно описывать картину, самостоятельно умеют составлять простые предложения. Также дети научились в правильной последовательности расставлять серии сюжетных картин. У детей обогащается словарный запас слов, речь ребят становится более выразительная и грамотная.
Список использованных источников.
1. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи// Дошкольное воспитание. – 1995. – №10.
2. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Изд-во Ин-ститута Психотерапии, 2001. – 256 с.
3. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
4. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с.