Надежда Боровкова
Статья по ПДД. Из опыта работы воспитателя Боровковой Н. Ю.
▼ Скачать + Заказать документы
Статья по ПДД. Из опыта работы воспитателя Боровковой Н. Ю.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет количество автотранспортных средств.
Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.
Публикация «Статья по ПДД, Из опыта работы воспитателя Боровковой Н, Ю,» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Опыт работы, практика
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Система моей работы ведется в 3 направлениях
1. Работа с педагогами
Использование технологии «Воспитание юного пешехода» помогает воспитателям спланировать тематические занятия по изучению детьми правил дорожного движения, определить основное содержание и направление работы, использовать различные формы и методы обучения.
Для рациональной подготовки и организации обучения правилам дорожного движения и усвоения правил культуры поведения предложены методические рекомендации, утвержденные Госавтоинспекцией ЧР 1989г.
Материальное обучение для формирования у дошкольников навыков соблюдения правил дорожного движения состоит из двух компонентов:
Общесадовые: в нашем детском саду имеется уголок безопасности в методкабинете, дорожные знаки для водителей и пешеходов, обучающие и развивающие дидактические игры, разновидности транспорта, плакаты, велосипеды для детей.
Групповые: островки безопасности, макеты улиц, дорожные знаки, светофоры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дидактические и настольно-печатные игры, игры на развитие логического мышления.
Для активизации педагогов по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах, формированию необходимых навыков помогают Дни открытых дверей, семинары, деловые игры, творческие встречи с госинспекторами ГАИ. Составляю перспективный план работы с детьми младшей, средней, старшей и выпускной групп (Приложение 2). Составлен совместный план работы со школой и ГИБДД и с родителями (Приложение 6, 7, 8).
2. Работа с детьми
Воспитание и развитие детей осуществляется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, В. А. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2011г., а также применяю в своей работе Программу Н. Авдеевой. Р. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста, Программу «Светофорик» Т. И. Даниловой Санкт-Петербург детство-Пресс 2009г.
Ведущей тенденцией целостного, системного подхода к изучению правил дорожного движения с детьми являются взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием различных форм организации и их типов; непосредственно образовательная деятельность, построенная на принципах тематизма, интеграции и игры, состоит из трех циклов:
1 цикл- «Городской транспорт» ( ознакомление со средствами передвижения: назначением, особенностями устройства, способами обслуживания).
2 цикл- «Малыши-пешеходы» (освоение правил дорожного движения и поведения на улице, умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни).
3 цикл- Здравствуй друг, дорожный знак» (знакомства с дорожной символикой и сигналами регулирования).
Моя работа по обучению правилам дорожного движения представляет собой передачу информации педагогом, решение проблемных ситуаций с учетом возраста детей через игровую мотивацию, общение, художественную литературу.
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на островок безопасности. Дети упражняются в выборе дороги из дома в детский сад, школу, ближайшие социокультурные центры; делают вывод, настолько они удобны и безопасны. Определяют места, где нужно переходить улицу, чтобы не мешать движению транспорта и не оказаться причиной и жертвой дорожно – транспортного происшествия.
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Успешному решению задач, связанных с развитием оценочных суждений, умение видеть ошибки героев, допущенные при выполнении правил дорожного движения, помогают игры-размышления, игры-поиски.
Игры-размышления («Машины и гололед», «Вышел ты на улицу», «Пешеходы-зверушки») формируют способности самостоятельно пользоваться полученными знаниями полученными знаниями о правилах поведения на улице. Дети приходят к логическому умозаключению: «Кто нарушает правила. Мешает водителям и может угодить под колеса».
В играх-поисках («Как бы ты поступил?», «Не сбейся с пути», «Тайны дорожных знаков») на основе проб и ошибок дети находят правильные решения проблемы в форме рисования дорожных знаков, сигналов светофора, расстановке дорожных знаков на карте местности. Закреплению и усвоению детьми навыков безопасного поведения на улице помогают дидактические игры с моделированием: «Подбери правильно», «Прочитай письмо», «Ты внимателен?», «Зверушки на дорогах», «Укажите свой путь».
Самостоятельная активная деятельность ребенка на автоплощадке требует соблюдения и выполнения определенных правил, позволяет организовать сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Светофор», «Регулировщик и дорога», «Пешеходный переход» и т. д.
Многократные встречи и беседы инспектора ГИБДД с детьми позволяют понимать значимость и необходимость труда этих людей. Плановые занятия, систематические встречи на утренниках, тематические выставки, ситуационные игры, викторины, конкурсы, выставки детских рисунков способствуют успешному освоению дорожной грамоты в целях избежать несчастных ситуаций.
2. Работа с родителями.
Воспитывать в детях грамотных пешеходов, привычку правильно вести себя на дорогах, развивать умение ориентироваться в различной обстановке, создавать условия для сознательного Обучения детьми Правил дорожного движения, и не вести никакую работу с родителями – такая работа не дает нужного результата.
Обучение дошкольников Правилам дорожного движения можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование грамотных пешеходов, а в будущем грамотных водителей.
Поэтому я поставила перед собой задачу: привлечь взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек) к совместной работе.
Семья как среда формирования Личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ Обучения Правил дорожного движения (мировоззрения).
В то же время между целями коллектива детского сада, и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Современный интерес родителей сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка, причем наиболее престижным считается изучение иностранного языка.
Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в ДОУ, и требованиями родителей делает Обучение Правилам дорожного движения крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию его поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а Обучение дошкольников Правилам дорожного движения, которое воспитатели предлагают родителям, лично значимым и для них.
Я считаю что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование у них самостоятельности.
Реалии современного мира, техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность и т. д. подтверждают бесспорную актуальность и просто жизненную необходимость данной темы.
К сожалению, наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» заключается в том, чтобы дети поняли: что человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
В связи с этим, традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни, на практике.
В современном мире в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГАИ, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
1) незнание Правил дорожного движения;
2) безопасность поведения на проезжей части;
3) незнание правил посадки в автобус, троллейбус.
Моя работа по Обучению дошкольников Правилам дорожного движения влияет и на общее развитие ребенка (развитие речи, памяти, наблюдательности, внимательности, мышления, эмоциональной - волевой сферы, самооценки и т. п.) и в связи с его состоянием здоровья меняет отношение родителей к этому направлению.
Во время бесед, консультаций я убеждаю родителей в том, как важна совместная деятельность взрослых с детьми.
1) Это – участие в походах, экскурсиях;
2) Участие в развлечениях, посвященных Обучению дошкольников Правилам дорожного движения;
3) Совместные игры;
4) Выставка детских работ, выполненная детьми совместно с родителями.
5) Помощь в создании минибиблиотеки;
6) Общие и групповые родительские собрания;
7) Дни открытых дверей;
8) Участие родителей-сотрудников ГИБДД в совместных мероприятиях.
9) Информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения;
10) Оперативная информация о состоянии детского травматизма в городе от ГИБДД для родителей;
11) Информационные стенды, папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя на улицах поселка вместе с ребенком с учетом возраста детей;
12) Ящички от ГИБДД «Спрашивайте, мы ответим», где родители задают интересующие их вопросы представителям ГИБДД;
13) Семейный проект – один из методов совместного с детьми изучения правил дорожного движения;
14) индивидуальный диалог;
15) приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
16) знакомство с публикацией из местной прессы;
17) приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
18) Паспорт группы, где реализуются принципы открытости и прозрачности.
Таким образом, просвещение родителей по Обучению детей Правилам дорожного движения – важное, наиболее сложное направление работы, которое во многом определяет воспитание детей, требует систематической и целенаправленной работы ДОУ с учетом всех его компонентов: познавательного, нормативного, ценностного, деятельностного.
Вывод:
По проведенной мною работе : по теме: «Обучение дошкольников Правилам дорожного движения», я могу подвести итог: 1) Дети получили знания об основных Правилах дорожного движения; 2) Научились называть и различать основные дорожные знаки; 3)Ознакомились с регулированием движения сотрудниками ГИБДД; 4) Получили знания, которые помогут детям успешно использовать эти знания во время движения по улице, на прогулке.
Таким образом, в результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни. В процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения, потому как во многом безопасность пешехода от соблюдения им правил поведения на улице.
Избежать этой опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста (с 3 лет, систематически, в семье и дошкольных учреждениях.