Крылова Татьяна
Статья из опыта работы «Праздник-день особый»
▼ Скачать + Заказать документы
Праздник – день особый
Крылова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель, муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок» Московская область, г. Серпухов
Праздник, развлечение в детском саду — особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития.
Публикация «Статья из опыта работы „Праздник-день особый“» размещена в разделах
Детский музыкальный праздник создаёт возможность эмоционального развития ребёнка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех её важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Всё это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.
Музыкальные праздники и развлечения позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком. Именно здесь взрослый приобщает ребёнка к искусству и создаёт условия для его полноценного развития.
Использование разных форм проведения праздников и развлечений способствует совершенствованию навыков детей в разных видах слушательской, исполнительской, музыкально - познавательной и творческой деятельности.
Три основных этапа становления и развития праздника в детском саду.
1. Подготовка к праздничному дню.
2. Музыкальные праздники, музыкальные встречи и праздничные вечера.
3. Закрепление праздничных впечатлений на последующих музыкальных занятиях и в повседневной жизни, способствующих формированию устойчивого интереса к музыке.
Подготовка праздника, развлечения - это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда и фантазии, выдумки и изобретательности: разучиваются роли, шьются костюмы, изготавливаются декорации, проводятся репетиции и примерки. В эти беспокойные дни в глазах детей - азарт и восторг от ощущения полноты жизни. Дети и взрослые реализуют свои скрытые возможности, набираются энергии для будущего.
Очень важно, чтобы каждому ребёнку нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие - только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. Пусть на празднике каждый почувствует свою значимость и нужность.
С этим условием связанно ещё одно - обеспечение каждому участнику эмоционального комфорта. Детям должно быть хорошо, уютно, весело. Всё это даёт особая атмосфера праздника - радостная, игровая, необычная.
Театр! + Музыка! +Сказка!
Кто не мечтает с детства о слиянии этих слов в единое целое? Я воплотила эту мечту в своих сценариях, которые являются небольшими театрализованными представле-ниями, мини - спектаклями, где задействованы любимые, знакомые с детства герои. Это создаёт тёплую обстановку и тем самым помогает адаптироваться ребёнку в новых условиях.
На праздниках дети являются и зрителями и артистами одновременно, поэтому они включаются в действие, выходя непосредственно из зрительного зала, а не из-за кулис. Взрослые - непременные участники спектакля.
Такая форма проведения праздников и развлечений позволяет создать образно - игровую среду, благоприятную для развития творческих способностей ребёнка, а наличие музыкального и поэтического материала, отвечающего высокому художественному уровню, способствует развитию эстетического вкуса ребёнка.
Сюжетная линия подчинена общей идее сказки и объединяет действующих лиц и весь музыкальный материал. Зерном её является нравственное начало. Идея сказки учит ребёнка делать правильный выбор, тем самым формируя положительные качества личности.
Многие сценарии являются авторскими: «И древний, и вечно молодой!», «Джунгли зовут», «Дискотека 21 века», «Новый год в Простоквашино», «Морское рандеву», «Утренняя звезда», праздник, посвященный Дню Победы «От всей души», «Праздник молока», «Праздник рукавичек» и др.
Таким образом сценарии нетрадиционных праздников и развлечений являются средством обновления содержания музыкального воспитания в детском саду, предполагают внимание не только к личности ребёнка, но и к его музыкальным интересам, проявлениям музыкальных способностей дальнейшему развитию его творческих задатков.
Для более чёткой и целенаправленной организации подготовки к праздникам я планирую работу в виде схемы или таблицы.
Таблица подбора материала и участников.
№ п/п Персонажи Музыкальный репертуар Стихи Атрибуты Костюмы Оформление
Песни Танцы
Чтобы у отстающих детей не появилась неуверенность в своих силах, подбираю материал с учетом их индивидуальных способностей, склонностей, интересов. Для меня важно. Чтобы ни один ребёнок на празднике не оказался безучастным, каждый получил свою, пусть небольшую, но незаменимую роль.
Чтобы сохранить атмосферу ожидания чего-то нового, я стараюсь, чтобы дети при подготовке праздника не видели номера других детей. Поэтому для детей выступление своих сверстников, взрослых - всё несёт элемент сюрпризности. Этим же сохраняется интерес детей на более длительное время.
Продолжительность праздника у детей дошкольного возраста не превышает 45-50минут. Театрализованные представления, в большинстве своем, не могут уложиться в указанное время. И главной целью для меня становится решение вопроса, - как сохранить активность детей, не допустив переутомления.
Мы все знаем, что захватывающий сюжет может надолго удержать наше внимание. Именно по этому принципу я и действую. Сюжет стараюсь строить так, чтобы у детей постоянно было желание узнать, что их ждёт впереди. Быстрая смена картин, смена декораций, неожиданные концертные номера, яркое музыкальное сопровождение, заставляют детей постоянно попадать в разный «мир» театрального действия, героями которого становятся и они сами.
Подготовка идёт планомерно и поэтапно. Но все же эти этапы объединены общими задачами. И в то же время на каждом этапе есть свои специфические особенности.
Начиная подготовку к празднику, прежде всего решаю чего я жду от самого праздника. Самое главное - вызвать у детей интерес к разворачивающемуся действию, ввести их в совместную творческую игру.
Придумать сюжет, оформить его в целостное действие непросто. Заниматься «сочинительством» на пустом месте невозможно. Даже самый творческий музыкальный руководитель остро нуждается в свежих идеях.
Очень актуальной и полезной оказалась для меня новая литература., но она не всегда может удовлетворить мои замыслы. Поэтому свою работу я строю не только с помощью анализа уже существующих разработок, но и с учётом собственного опыта.
Существует множество поэтического материала, разработки танцев, новые сборники песен, аудио- и видео- записи детских сказок, фильмов, аудио- записи песен и т. д. но так как сценарий предназначен для совместных праздников дошкольников и взрослых, материал варьируется, моделируется и в какой-то степени усложняется (конечно с учетом возможностей детей).
Моя личная видеотека и фонотека так же помогает мне реализовывать мои замыслы. Я бережно храню каждую аудио- запись, записи фрагментов детских передач (к сожалению, количество их уменьшается). Для меня - это «золотой фонд».
Всем известно, какое важное место занимает костюм в эмоциональном настрое ребёнка. Поэтому фантазия в его изготовлении не ограниченна и оговаривается лишь удобством костюма в действии. В этом процессе обычно участвуют родители.
Особый разговор о костюмах к отдельным концертным номерам, где все участники должны создавать единую картину. Такие костюмы обычно я создаю и шью сама или с помощью родителей, но точно даю рекомендации к его изготовлению. Отдельные элементы костюма мне помогают изготовить воспитатели. Обязательно делается примерка и последнее слово остается за ребенком. Если при примерке ему что-либо не нравится (а ведь не секрет, что заставив ребёнка сделать что-нибудь, что ему не нравится, только травмирует его психику, я стараюсь прислушаться к его мнению. Костюм должен радовать ребенка. И вообще, по-моему мнению, костюм это значительная часть общего успеха.
Выбираю песни, танцы, стихи, игры стараюсь подчинить их единой канве сюжета. Они должны плавно вплетаться в сюжет, подчиняться единому замыслу, чтобы не нарушать целостности восприятия.
Чтобы полнее и ярче выразить идею представления, необходимо участие в нём взрослых. Причём мы не только совместно обсуждаем предстоящий сценарий, но и распределяем между собой роли и обязанности. Воспитатели становятся настоящим артистами.
Работа с артистами - взрослыми - это настоящий творческий процесс. Роли распределяются не спонтанно или в порядке очередности, а с учетом типажа каждого участника. Учитывается и внешний облик, и манера держаться, и голос.
Работа ведется поэтапно. Разучиваются роли с каждым героем отдельно, потом весь сюжет читается вместе за столом. И только на заключительном этапе идут репетиции всем артистическим составом, с музыкальным сопровождением, декорациями, костюмами.
Костюмы для взрослых артистов изобретаются совместно, творчески перерабатываются. Стараемся, чтобы перевоплощение в образ было достаточно полным. Назначаются «рабочие по сцене», важность которых не менее значима. Театрализованные представления требуют большей подготовки, но наши педагоги проявляют качества настоящих артистов. Многие из «артистов» постоянные участники нашего «театра», представления которого стали традицией МДОУ. Всё держится в тайне от детей, чтобы в нужный момент преподнести сюрприз!
Пожалуй, больше всего проблем возникает в процессе репетиционной работы, уже слово «репетиция» у некоторых специалистов вызывает отрицательную реакцию. Но главное в том, как построить эту работу. Стараюсь избегать в первую очередь переутомления. Репетицию строю как творческую игру, где у каждого своя роль. Репетиционную (индивидуальную) работу провожу с подгруппами, так как это не только менее продолжительно и более продуктивно, но опять же вносит момент сюрпризности для других детей.
И вот настал момент праздника!
Кто сказал, что ребёнок не должен волноваться и, что ему не нужен зритель! Конечно же он волнуется, но это волнение от сознания важности доверенного ему дела, от радости соприкосновения с музыкой. От контакта со сверстниками и старшими товарищами, от контакта со зрителями. Праздник становится событием не только для детей, но и для родителей, для друзей.
Если ребёнок ушёл с праздника с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями и ещё много дней живет под впечатлением от него - значит я достигла цели.
ПРАЗДНИК СОСТОЯЛСЯ!
Используемая литература:
1. Бесова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе Ярославль Академия,К 2000г.
2. Бердникова Н. В. Большой праздник для малышей. Ярославль Академия развития 2006
3. Копылова Т. Сценарии праздников в детском саду Москва «Аквариум» 2001
4. Ли М. А. Счастливое детство. Ростов-на-Дону Феникс 2007
5. Мирошниченко И. В. Детские праздники. Ростов-на-Дону Феникс 2007
6. Ромашкова Е. И. Веселые утренники в детском саду. Москва «АСТ-ПРЕСС» 2007
7. Светличная Л. В. Праздники без проблем. Москва Сфера 2009г.