Получи документы

Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

Миронова Валентина Александровна
Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №90 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по познавательно-

речевому развитию детей Калининского района Санкт - Петербурга

Статья по образовательной области: «Речевое развитие»

на тему: «Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи»

Автор: воспитатель 1 младшей группы

ГБДОУ д/с №90 Калининского района Санкт-Петербурга,

Публикация «Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи» размещена в разделах

1 квалификационной категории

Миронова Валентина Александровна

Статья, посвящена тренировке артикуляции у детей, в которой попробуем совместить развитие у ребенка бытовых навыков с упражнениями для его артикуляционного аппарата.

И разговор в статье пойдёт о том, как развивать речь малыша с помощью простых "бабушкиных" игр и игрушек, которые есть в каждом доме.

А чтобы у родителей не возникло разочарований, отмечу: все, о чем здесь написано, хорошо известно, а публикуется эта статья для того, чтобы обратить внимание на важность регулярного общения в форме игры с самого раннего возраста.

Именно слова с повторяющимися слогами первыми вычленяются ребенком из речи, и эти слова он первыми начинает говорить.

Эта статья может быть руководством к действию - и это даст хороший результат, что неоднократно проверено на практике, а может быть стимулом вашей фантазии в области игрового творчества.

Слова приговорок подбирались таким образом, чтобы малыша с самых первых дней окружали сочетания всех звуков русской речи, чтобы весь алфавит был представлен в незатейливом "мамином" языке.

Проживая день

Начнем с самых простых вещей - сопровождения определенными, часто повторяющимися словами и приговорками ежедневных режимных мероприятий.

(Все, о чем будет сказано ниже, можно делать с самого рождения малыша - это будет очень полезно.)

Вот ваш кроха проснулся (после ночного сна или одного из дневных) - вы приветствуете его улыбкой, ласковыми словами и возгласами "агу-агу", нежно руками очерчиваете контуры его тела и приговариваете:

"Потягушеньки-потягушеньки,

порастушеньки-порастушеньки,

ножки побегушеньки,

ручки похватушеньки".

Годится любой вариант, например, из пестовальной гимнастики.

Вот настало время массажа или гимнастики - опять же используете подходящие случаю пестушки или даже самые простые ритмичные словечки:

"топ-топ" - опуская согнутые ножки на поверхность пеленального столика,

"хлоп-хлоп" - разводя и сводя ручки малыша.

Наконец, при отсутствии в данный момент фантазии можно просто делать упражнения на счет "раз-два, три-четыре".

Для массажа ладошек и пальчиков отлично подойдет "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. ",

Для обхватывания груди ручками - "Ладушки, ладушки, где были - у бабушки. " с непременным окончанием "Ши-и-и-и, полетели, на головку сели!" (ручки обхватывают голову).

Здесь же можно поиграть: приговаривая "ку-ку", на несколько секунд спрятать личико малыша под легким платочком (месяца в 3 ребенок уже начнет сам его стягивать).

Любые водные процедуры тоже нуждаются в "озвучивании" - так они меньше пугают самых маленьких и не вызывают сопротивления тех, кто постарше.

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок! - скажем при умывании.

А во время подмывания под струей воды прочитаем шаловливое:

Чижик-пыжик, где ты был?

Я под краном попу мыл,

Вымыл, вымыл, вытирал

И штанишки надевал.

Кстати, с точки зрения гигиены, простейшего закаливания, а также развития ощущений ребенка лучше не пользоваться влажными салфетками при наличии дома водопровода. Привыкните подмывать, умывать малыша, мыть ручки под струей воды - вообще, чем больше вокруг ребенка воды, тем лучше.

В этом смысле малыши, с которыми занимаются грудничковым плаванием, находятся в привилегированном положении. И для них есть свои специфические "словечки" - например, команда "Ныряем!".

Еще один совет на стыке активизации речи и гигиены. Пока вы занимаетесь с ребенком гимнастикой, кормите его, находитесь в непосредственной близости, в тактильной и речевой активности - не держите его в одноразовых подгузниках.

Это простой способ наладить связь между вашими словами и его пока еще непроизвольными действиями.

Вот он начал писать - тихонько скажите ему "пись-пись", похвалите, вызовите положительную реакцию на его отправления (то же самое - и с "большими" делами).

Если ваш ребенок пользуется пустышкой, старайтесь не использовать ее, когда малыш активен, общается с вами.

Очень трудно выражать свои впечатления от игры или от прогулки, если рот занят.

Да и маме проще "успокоить" протестующего кроху, дав ему соску, чем постепенно учиться договариваться с ним в случаях капризов и противоречий.

"Поселите" пустышку в кровати малыша - ведь по-настоящему (для восполнения недостатка в сосательных движениях) она бывает нужна перед сном, во время ночных пробуждений, после еды из бутылочки.

Когда придет пора кормить малыша из ложки, не забывайте произносить "ам-ам" - пробуя повторить за вами, ребенок сам будет открывать ротик навстречу еде!

Полезно - для маминых нервов и развития малыша - превратить в игру и одевание на прогулку. Можно зарифмовать самостоятельно одеваемые части тела и предметы одежды - например, вот так:

Га-га-га, га-га-га Вот колготки на ногах!

Ва-ва-ва, ва-ва-ва Влезли руки в рукава, и т. п.

Можно придумать стихи и посложнее:

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы (натягиваем рукава)

Бы-бу-ба - из окна торчит труба (голова вылезает из горловины).

Еще больше простора для творчества предоставляет время укладывания спать. По моему глубокому убеждению, процесс засыпания маленького ребенка обязательно должен сопровождаться маминой речью - колыбельной, простой сказкой, и никакие аудиозаписи классики для детей или звуков природы этого не заменят. Подойдут любые сочетания звуков и слов, самой маме кажущиеся успокоительными: Журавли летели, На ворота сели, А ворота скрип, скрип, Наша Маша спит, спит.

(На мой взгляд, аудиозаписи сказок до момента хорошо сформировавшейся фразовой речи неполезны для большинства детей. В разумном объеме можно ставить ребенку детские песенки, испытанные временем.)

Помимо описанных ситуаций хочется привлечь ваше внимание к словам, которые мы употребляем каждый день по многу раз.

Не поленимся и перечислим эти слова : имя ребенка, мама, папа, имена брата, сестры, бабушек и дедушек (баба Таня, деда Володя, тетя Оля, дядя Вася, кошки, собаки.

Слова есть (от "еда", каша, суп, щи, жуй, рот, пюре, хлеб, а также: шапка, вот, вода, где,на, дай, иди, пить, большой, маленький, много, мало, чуть-чуть, ля-ля-ля, кач-кач, тра-та-та.

Редко встречающихся букв алфавита в этих словах нет, но можно говорить "на цыпочках", делая гимнастику; играть в "юлу", наряжать "елку", надевать "фартук", включать "фары".

Заметили: каждая буква алфавита присутствует в этих словах не один раз, а повторяя их многократно, вы тренируете слух малыша и провоцируете его на повторение этих слов при соответствующих действиях.

Пассивный словарный запас (понимание слов) у малыша формируется с момента его рождения. Для того чтобы сделать его использование более эффективным и произвольным, научите малыша показывать как можно больше предметов по вашей просьбе.

Ребенок, еще не умеющий ходить, перемещаясь по комнате у вас на руках, уже может показать окно, лампу, кошку, кровать, протянуть руки навстречу маме, папе, бабушке, дедушке.

Игры-говорилочки

А еще в течение дня есть время, когда вы с малышом просто играете. "Правила" этих игр у нас в крови, стоит напомнить лишь первую строчку: "Идет коза рогатая за малыми ребятами. "

Развивающий эффект таких потешек будет сильнее, если вы научитесь делать паузу, прежде чем сказать (и сделать) последнее - "забодаю-забодаю-забодаю!". Тогда малыш сначала станет ждать этого предсказуемого конца, а потом и попросит вас о нем - жестами и речью.

По ровной дорожке (малыш сидит у вас на коленях, вы его чуть-чуть покачиваете, Потом по песочку (начинаете потряхивать,

По кочкам, по кочкам, по синим лесочкам (подбрасываете на коленях,

В ямку - бух! ("роняете" между коленей)

Если, не договорив последнюю строчку, приподнять и держать малыша - а ему так хочется "бух!" - он у вас это попросит-произнесет.

Так же исполняются (причем в любом возрасте) "Гуси, гуси - га-га-га. ", "Киска, киска, брысь под лавку" и другие.

В идеале в репертуаре мамы могут присутствовать игры-говорилочки на все согласные буквы алфавита.

В неделе семь дней, каждый день вполне реально поиграть в три игры - вот и окружили малыша звуками родной речи.

Вот еще один принцип придумывания таких игр:

Жук жужжит - жу-жу-жу-жу,

Я вам глазки покажу,

Я вам лобик покажу,

Я вам ушки покажу (и так далее).

Сначала мама дотрагивается до называемых частей тела, затем это делает малыш, и наконец, мама делает паузу, показывая эту часть тела, - и ребенок называет слово сам, как может.

Игрушки-завлекалочки

Если вы читаете статью сразу после рождения малыша, то, во-первых, я очень рада и поздравляю вас, а во-вторых, порекомендовать вам обзавестись погремушкой - маленькой, легкой, с тонкой ручкой, которую можно вкладывать в пока зажатый кулачок малыша, в правую руку. Совершая непроизвольные движения руками, малыш постепенно начнет фиксировать свое внимание на звуке и ощущении.

Позже вам понадобятся другие игрушки. Пусть они заранее появятся в доме и хранятся на виду - но вне досягаемости для ребенка. Их много среди народных динамических игрушек, простейших музыкальных инструментов. Время от времени вы достаете то колокольчик ("динь-динь-динь", то большую юлу (настоящую, которая падает) или маленький деревянный волчок ("у-у-у-у") - и заставляете их "работать". "Давай попросим мишек постучать - тук-тук-тук!" - и деревянные медведи-кузнецы начинают свой перестук. Каждый раз "озвучиваете" игрушку закрепленными за ней звукосочетаниями, даете поиграть или извлечь из нее звук самому ребенку. Привлекательность таких забав для малыша проверена веками, и каждое поколение родителей открывает их для себя заново. Зная, что может игрушка, малыш обязательно попросит ее еще раз. Попросит. теми самыми звуками, которыми вы обозначали игрушку :

курочки на кормушке - "цып-цып-цып";

трещотка - "т-т-т-т-т";

барабан - "бум-бум-бум";

маракасы или берестяная погремушка-шаркунок - "шу-шу-шу".

По такому же принципу можно "добавить звучания" и любимым игрушкам малыша, с которыми он самостоятельно взаимодействует каждый день.

Машина получит прозвище "ж-ж-ж-ж" или "бр-р-р",

куклу или пупса советую назвать именем, непохожим по звучанию на имена домашних. Так, если дочку зовут Лена, а кошку Муся, то куклу можно назвать Катей - и качать ее, укладывая спать: "а-а-а, а-а-а".

Вообще с куклой малыш после года-полутора прекрасно осуществляет все те режимные моменты, о которых мы написали в самом начале, - и озвучивает их запомнившимися словами и звукосочетаниями.

Казалось бы, зачем возвращаться к старым, забытым, на первый взгляд, не очень выразительным игрушкам?

К сожалению, яркость, "озвученность" и "механизированность" многих современных игрушек не способствует развитию возрастных навыков, так как сила воздействия ребенка на эту игрушку не соответствует силе ответа.

Исключение - так называемые развивающие центры (пластмассовая панель с набором разнообразно звучащих и движущихся игровых деталей). Его отличие от "неправильных игрушек" - в том, что для получения ожидаемого эффекта воздействие на все детали этого центра должно быть разным по сути и по силе.

Вдох-выдох

Речь - это дыхательная деятельность, и ровная, плавная речь напрямую зависит от вдоха и выдоха. Вот игры, которые ненавязчиво тренируют контроль за силой выдоха и развивают легкие.

1. Извлечь звук из свистка, дудочки; свистнуть резко или протяжно.

2. Подуть на игрушку-вертушку (чтобы закрутилась). Подуть на свечку - так, чтобы пламя заколыхалось, но не потухло; потухло сразу; чтобы пламя горело, отклоняясь.

3. Шариковый футбол. Вам понадобится противень с водой, бельевые прищепки и шарики от пинг-понга. На узких сторонах противня прищепками обозначьте ворота. Попробуйте забить гол, подув на шарик. Сначала можно играть по очереди с малышом, забивая гол в одни ворота. Когда навык "управления" шариком будет освоен, поместите шарик посередине и попробуйте забить его в ворота противника - на чьей стороне будет удача? "Высший пилотаж" - это взять шарики разного цвета и сражаться друг против друга.

Книжки-мычалки

Одни из первых книг, которые появляются у малыша в полгода, а то и раньше, - с изображениями животных. Книжек может быть несколько - картонные, с тряпичными страничками или вставками (можно погладить "шерсть" овечки или подергать хвостик у хрюшки, бывают непромокаемые книжки для ванной. С их помощью, а также привлекая игрушечных животных, наборы картинок, пазлы и т. п. выясняем, кто как разговаривает. Читая сказки, предлагаем малышу "сказать" за героев-зверей. Сначала лепетные слова станут обозначать животных, а через какое-то время на ваш вопрос: "Кто говорит "му"?" малыш ответит: "Корова".

Вот списочек зверей, птиц и их "речей", который мы составили для своего и вашего удобства - а вы всегда можете дополнить!

Кто как говорит:

корова, бык (теленок) - му-у-у; свинья, хряк (поросенок) - хрю-хрю; овца, баран (ягненок) - бе-е-е; коза, козел (козленок) - ме-е-е; осел - иа-иа; лошадь, кобыла, конь (жеребенок) - и-го-го; собака, пес (щенок) - гав-гав; кошка, кот (котенок) - мяу, мур-мур-мур; кис-кис-кис гуси (гусята) - га-га-га; утка (утята) - кря-кря-кря; курица, петух (цыплята) - ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку; лягушка - ква-ква; ежик - фыр-фыр-фыр; мышка - пи-пи-пи; воробей - чик-чирик; голуби - гули-гули; ворона - кар-кар; синица - тень-тень; кукушка - ку-ку; дятел - тук-тук-тук; сова - у-у-у; журавли - курлы-курлы.

Публикации по теме:

Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес»Год экологии. Развитие речи «Путешествие в лес» Обучающие:Закреплять знания о диких животных. Развивающие:Развивать речь,мышление,память. Воспитывающие:Воспитывать любовь к окружающему.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Игрушки» с использованием ИКТ Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему «Игрушки» для детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием.

Лэпбук «Развитие речи»Лэпбук «Развитие речи» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Представляю Вам лэпбук «Развитие речи» Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните.

ООД Развитие речи. «Кто придумал алфавит.» ООД по развитию речи с мультимедийной поддержкой «Кто придумал алфавит» Программное содержание: 1. Познакомить детей с историей создания.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки»Развитие речи. Рассказывание о личных впечатлениях «Наши игрушки» Цель: учить детей давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней можно играть, какая игрушка, из чего она сделана.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Тематическое планирование «Развитие речи» в 1 классе Рабочая программа Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации,.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игрушки, стимулирующие развитие речи
Опубликовано: 9 марта 2020 в 14:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД