Зарвигорова Светлана
Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать +Заказ
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка»
К. Д. Ушинский
Речь является одной из важнейших психических функций человека.
Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.
Публикация «Песочная терапия в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам.
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи.
Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной – это песочная терапия. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач.
В условиях реализации ФГОС ДО в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Логопедическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ТНР более интересной, увлекательной, продуктивной.
Начали мы свою работу с песком с определения актуальности, постановки цели и задач данной технологии, разработки плана работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе.
Цель: осуществление коррекционно – логопедической работы с применением нетрадиционных методов (песочная терапия).
Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы.
Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Что же такое песочная терапия.
Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а, значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Это загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливость, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.
Благодаря этому нетрадиционному методу, мы сможем: развивать мелкую моторику, работать над фонематической и лексической стороной речи и формировать фразовую речь.
Игры с песком можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе.
Игры с песком могут быть самые разнообразные:
• обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Эти игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
• познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира;
• проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.
В младшем дошкольном возрасте можно использовать формочки, совочки.
В среднем дошкольном возрасте задания усложняются, включаются игры на развитие тактильной чувствительности: "Горячее-холодное", "Сухое - мокрое", "Твёрдое - мягкое", "Гладкое - шершавое".
В старшем дошкольном возрасте добавляются игры для подготовки руки к письму. Игры с буквами. Дети пишут сначала пальцем, потом палочкой. "Графические диктанты", "Допиши букву", "Слепи букву", "Выложи букву", "Найди букву", "Слоговые дорожки".
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность детей. Ошибки на песке исправляются проще, чем на бумаге. Поэтому напряжение и страх у детей исчезают. Они занимаются с удовольствием. Это дает возможность ощущать себя успешными.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
- существенно повышается мотивация ребенка к логопедическим занятиям;
- снижается уровень напряжения и возбудимости;
- совершенствуется мелкая моторика пальцев рук у детей, а следовательно развивается речь;
На фоне комплексной логопедической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребенка. Альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.