Татьяна Поклонская
Первичные представления о профессиях у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное и профессиональное самоопределение граждан выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности через организацию сюжетно-ролевых игр.
Публикация «Первичные представления о профессиях у дошкольников» размещена в разделах
Сюжетно-ролевые творческие игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Именно игра создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений и позволяет наиболее полно реализовать себя, достичь состояния полного эмоционального комфорта.
Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, а также педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко.
Д. Б. Эльконин отмечал, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ее ценность заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций, таких как: мышление, память, речь, воображение, внимание.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Доказано, что игра социальна по своему характеру, и одним из первых это отметил К. Д. Ушинский. Он определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «…материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».
Исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего, в трудовую. В свое время А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.
Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. Интерес к игре могут поддержать рассказы специалистов (папы-столяра, мамы-маляра). Эти рассказы, согласованные с воспитателем, могут сопровождаться показом инструментов и действий с ними. Как правило, полученные знания дети сразу используют в игре.
Роль воспитателя в игре может быть различной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.
Большое значение имеет начало игры, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, использую следующие приемы:
1) совместное с детьми обсуждение, во что и где они хотят играть;
2) «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян в игре «Космонавты», поиск по чертежу клада и т. д.);
3) участие в игре воспитателя (ненавязчивое, тактичное, в роли не наставника, а участника: «Добрый день! А я, доктор, зашла узнать, как себя чувствует ваша дочка»);
4) косвенное побуждение к игре («Мне нужно купить холодильник. Но как доставить его домой? Может быть, Дима согласится стать водителем грузовика?.»).
Важно также правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке.
Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры.
1. Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
2. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в его процессе.
3. Инсценирование отдельных литературных произведений с использованием игрушек и с участием детей.
4. Использование персонажей кукольного театра для проведения этических бесед, для драматизации литературных произведений с идеями дружбы и товарищества.
Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле.