Анжелика Ворошилова
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Становление и развитие личности, ее успешность в социальном мире представляет собой сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития [Выготский Л. С., 2021]. Само происхождение термина «эмоция» связано с побуждением, мотивацией, поскольку данное слово произошло от латинского «emovere» – возбуждать, волновать. Эмоция – это «реакция или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами и возникающих в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок» [Изард К. Э., 2009, с. 51].
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
По мнению А. Н. Леонтьева эмоция – это отражение смыслов реализуемых действий, а также условий их выполнения. В целом, эмоциональная сфера имеет тесную взаимосвязь с мотивационной, волевой сферами и оказывает значительное воздействие на особенности активности человека, взаимоотношения его с окружающими людьми, обеспечивая адаптацию к различным жизненным обстоятельствам (2004).
Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей развития человека и включает в себя проявление эмоций и воли в процессе коммуникации [Талызина Н. Ф., 2013]. По мнению Н. Ф. Талызиной, эмоционально-волевая сфера представляет собой комплекс психических процессов и состояний, обеспечивающих регуляцию эмоций, волю и поведение человека. Она подчеркивает, что эмоции и воля тесно связаны между собой, и рассматривает их как две взаимодополняющие стороны одного процесса. При этом эмоции играют важную роль в формировании волевых качеств, таких как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль и саморегуляция (2013).
Одним из ключевых понятий в работах Л. С. Выготского в области эмоционально-волевой сферы является «эмоциональное напряжение», которое он рассматривал как результат конфликта между текущей потребностью и препятствием ее удовлетворения. Он полагал, что эмоциональное напряжение играет важную роль в развитии ребенка и его формировании как личности (2021).
А. Н. Леонтьев считал, что эмоциональные процессы имеют важное значение для психической жизни человека, а регуляция и контроль эмоций – задача волевой сферы. Эмоции и воля не являются противоположными понятиями, а, наоборот, тесно связаны между собой. Он выделял два аспекта эмоционально-волевой сферы : управление эмоциями и использование эмоций в деятельности. Автор также развивал теорию психических отражений и считал, что эмоции и воля являются формами психических отражений, которые возникают в процессе человеческой деятельности. Он полагал, что воспитание личности должно быть направлено на развитие ее волевой сферы, что поможет контролировать эмоции и использовать их для решения задач в деятельности (2004).
По мнению Б. Ф. Ломова, в структуру эмоциональной сферы человека входят эмоциональные процессы, а также мотивационно-волевая сфера. К основным функциям эмоций автор относит такие, как адаптация, коммуникация, регуляция поведения, оценка событий и принятие решений. Эмоциональная сфера тесно связана с поведением и мотивацией. Волевая сфера – совокупность качеств личности, связанных с осуществлением волевой регуляции поведения. Волевая сфера включает в себя такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, самодисциплина, решительность. Регуляция эмоций – способность личности регулировать свои эмоциональные реакции на внутренние и внешние события. Эмпатия – способность чувствовать и понимать чужие эмоции и переживания. Самооценка – оценка личностью своих качеств, способностей, действий и результатов (2006).
Эмоциональная и волевая сферы являются взаимосвязанными компонентами личности. Она рассматривает эмоционально-волевую сферу как совокупность всех эмоций и волевых процессов, которые взаимодействуют между собой и влияют на поведение человека. Эмоциональная регуляция включает в себя процессы, направленные на регулирование эмоционального состояния человека. Это могут быть различные стратегии поведения, которые позволяют справляться с негативными эмоциями, например, управление дыханием, медитация, позитивное мышление. Эмоциональная экспрессия отражает способы выражения эмоций в поведении человека. Это может быть голосовая интонация, мимика, жесты и другие элементы невербального общения. Способы выражения эмоций могут влиять на самочувствие человека, поэтому важно научиться контролировать свою эмоциональную экспрессию. Выделяется несколько основных компонентов эмоционально-волевой сферы : эмоциональную регуляцию, эмоциональную экспрессию, эмоциональное восприятие и эмоциональную оценку. Данные компоненты взаимодействуют между собой [Аболин Л. М., 1987].
И. П. Брязгунов рассматривал эмоционально-волевую сферу как основу психической жизни человека. Согласно его концепции, эмоциональная сфера представляет собой систему сложных психических процессов, которые выступают в качестве регуляторов поведения. Он выделяет три главных компонента эмоциональной сферы : эмоции, чувства и настроение (2012).
Е. П. Ильин считает, что эмоционально-волевая сфера является важной составляющей личности, которая определяет ее поведение в жизни. Она состоит из эмоциональных состояний и волевых регуляторов. Эмоции выступают в качестве важного механизма адаптации человека к окружающей среде. Они возникают в ответ на внешние и внутренние стимулы и влияют на поведение, мышление, восприятие и речь человека. Эмоциональное восприятие представляет собой способность человека к восприятию и интерпретации эмоций других людей. Автор считает, что эмоциональное восприятие играет важную роль в общении и помогает строить эмпатию и понимание (2017).
Согласно представлениям Н. Я. Семаго, эмоционально-волевая сфера личности состоит из трех компонентов: эмоционального, мотивационного и волевого. Эмоциональный компонент включает в себя совокупность эмоций и чувств, а также психологические механизмы и процессы, обеспечивающие возникновение, регуляцию и проявление эмоций. В этом компоненте выделяются три основных элемента: эмоциональное восприятие, эмоциональный опыт и эмоциональное выражение. Мотивационный компонент связан с мотивами и потребностями личности, определяющими направленность ее поведения и деятельности. Этот компонент включает в себя такие элементы, как ценностные ориентации, жизненные цели, мотивы, потребности, интересы, предпочтения (2000).
Волевой компонент включает в себя совокупность психологических механизмов, обеспечивающих управление и контроль за эмоциональными и мотивационными процессами, а также осуществление целенаправленных действий. В этом компоненте выделяются три основных элемента: самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина. Таким образом, согласно Н. Я. Семаго, эмоционально-волевая сфера личности представляет собой комплексную структуру, включающую в себя эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты, каждый из которых имеет свои особенности и выполняет свои функции в регуляции поведения и деятельности личности [Семаго Н. Я., 2000].
И. П. Брязгунов считает, что волевая сфера включает в себя процессы регуляции эмоций и поведения, контроль и самоконтроль, планирование, оценку и принятие решений. Автор также выделяет связь между эмоционально-волевой сферой и памятью. Он полагает, что эмоции могут помочь запомнить информацию, если они связаны с ней. В тоже время, сильные эмоциональные переживания могут приводить к искажениям восприятия и хранения информации (2012).
Связь эмоций и воли, по словам С. Л. Рубинштейна, анализируется с учетом нескольких аспектов. Он отмечает, что помимо инициативности, которая определяет способ, которым человек начинает свое волевое действие, а также самостоятельности, особое внимание следует уделить самоконтролю, выдержке и самообладанию. Автор подчеркивает, что именно эти качества обеспечивают преобладание более высоких мотивов над низшими, универсальных принципов над мгновенными импульсами и кратковременными желаниями. В процессе осуществления волевых действий требуется необходимое ограничение себя, пренебрежение усталостью во имя достижения поставленной цели. Эти свойства воли в значительной степени зависят от баланса между эмоциональным состоянием и интеллектуальным контролем, влечением и осознанным управлением (2002).
Ученый пишет, что ни одна реальная эмоция не может рассматриваться изолировано и абстрактно, она обычно представляет собой общность аффективного и интеллектуального, переживания и познания, включает в себя и волевые моменты, влечения, стремления, поскольку в ней в той или иной мере выражается весь человек. Взятые в конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им [Рубинштейн С. Л.,
2002].
Е. П. Ильин обращал внимание на то, что эмоционально-волевая сфера личности может быть развита и улучшена. Для этого необходимо осознанно работать над собой и своими эмоциями, укреплять волевые качества, а также учитывать влияние окружающей среды на свои эмоциональные состояния
(2017).
В лингвистике вопросы понятия и значения эмоционально-волевой сферы изучаются в рамках практической фонетики, фонетики и психолингвистики. Важность ее изучения в данной науке отмечал Ю. М. Осипов, указывая, что сигналы, связанные с эмоциями, имеют двойную природу. Они могут быть физиологическими и психическими такими как расстройства органов, слезы, бледность, жесты, мимика, почерк и т. д. Из всех наук, по мнению автора, именно лингвистика является наиболее приспособленной к тому, чтобы дать семантическую интерпретацию эмоциональным явлениям, так как лингвистика изучает систему знаков с семантическим содержанием, что делает ее идеальной для семантического анализа эмоциональных явлений (1970).
Важнейшей особенностью эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является возрастающие возможности дифференциации палитры эмоций, формирование и развитие произвольности, самоконтроля своего настроения и поведения [Казьмина Я. Е., 2018].
Различие в поведении дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием отмечала в 1968 году Р. Е. Левина: «отклонения в развитии речи … затрудняют общение с окружающими… Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка» [Левина Р. Е., 2005 с. 7].
О проблемах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР, в частности, проявлений раздражительности, неусидчивости, повышенной возбудимости, резкой смене настроения, избирательному эмоциональному отношению к окружающему миру писали О. Е. Грибова (1995, М. А. Муратова 2013, Т. Б. (Филичева, Г. В. Чиркина (2010, Л. М. Шипицина (1993) и другие авторы. На взаимосвязь речевого дефекта и трудностей развития у дошкольников с ОНР самооценки и самосознания указывали С. М. Валявко (2014) и Н. Ф. Дмитревская (2014).
По мнению Л. М. Шипициной, нарушения речевого развития у дошкольников с ОНР приводят к частому появлению у детей негативных эмоций : грусти, скуки, разочарованию, стыду, злости, обиды, что способствует появлению изоляции ребенка, сдержанности чувств и появлению чувства неполноценности и других психологических изменений (1997). Снижению появления данных чувств, по мнению Я. Е. Казьминой, способствует эмпатия и понимание со стороны близких взрослых и сверстников, что помогает дошкольникам с ОНР принять собственные недостатки и устанавливать, и поддерживать контакты с окружающими (2018).
Дошкольников с ОНР характеризует повышенная неустойчивость поведенческих реакций, нестабильный фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, в своих силах, что способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, признательности. Порой у детей могут проявляться агрессивные реакции, если они сталкиваются с препятствиями в реализации своих устремлений. Некоторые дети с ОНР характеризуются повышенной возбудимостью, проявляющейся в общей эмоциональной и двигательной тревожности, чрезмерной двигательной активности: ребенок совершает много движений ногами, руками, неусидчив. Некоторые, напротив, обращают на себя внимание своей вялостью, пассивностью, заторможенностью [Ломбов Б. Ф., 2006].
Исследователи отмечают, что в поведении некоторых дошкольников с ОНР преобладает возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность к имеющемуся речевому дефекту. У других – поведение прямо противоположно – они характеризуются сниженной активностью, преобладанием тормозимости процессов высшей нервной деятельности, речевым негативизмом, замкнутостью, стеснительностью, робостью [Муратова М. А., 2013].
Л. М. Шипицына обращает внимание на то, что дошкольники с ОНР оценивают свою общительность значительно ниже, чем дети без нарушений речи. У них наблюдается пассивность, чувствительность, склонность к непредсказуемому поведению, стрессовые реакции, доминирование отрицательных эмоций и низкая работоспособность. Кроме того, мальчики с речевыми нарушениями меньше осознают, что причиной их низкой общительности является наличие дефектов в речи (1993).
В дошкольных группах дети с ОНР часто оказываются изолированными от других детей, не участвуют в играх, общих мероприятиях, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и педагогов, что вызывает сложности с адаптацией в коллективе, нарушение межличностных отношений, усугубление негативных характеристик эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость внутренних переживаний, снижает самооценку [Шипицина Л. М., 1993].
Исследования Р. Е. Левиной показали, что многие дети с ОНР характеризуются узостью контактов со сверстниками, причем, они сами не желают окружать себя большим количеством друзей, не инициируют общение. Соответственно, у дошкольников не формируется достаточный опыт понимания чувств и эмоций сверстников, у них мало причин, по которым они могли бы задуматься о том, как лучше выразить свои чувства, поделиться радостью или печалью. У большинства дошкольников с ОНР, таким образом, отмечаются значительные сложности понимания эмоций и намерений других детей, кроме того, интерес к изучению настроения сверстников у них также незначительный (2005).
Дети не могут установить особенно теплые отношения со сверстниками, не всегда понимают, когда плачущего сверстника следует успокоить, пожалеть, а когда отойти от агрессивного ребенка. В целом, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства и настроение, не делятся своими переживаниями со сверстниками [Кондратенко И. Ю., 2006].
В. А. Калягин отмечал, что тревога занимает важное место в клинической картине многих психических и соматических заболеваний, в том числе нарушений речи. Она является первой фазой развития стресса. Её обычно упоминают в одном ряду со страхами, фобиями, паникой и депрессией, но чаще всего со страхами (2011).
Исследования М. А. Муратовой показали, что повышенная тревожность у детей с общим недоразвитием речи проявлялась в скрытности, неуверенности в себе и настороженности, что негативно отражалось на их способности решать познавательные задачи. Данные дошкольники испытывали затруднения в следовании инструкциям из-за повышенной тревожности, а также выполняли задания медленно из-за неуверенности в своих силах (2013).
Таким образом, эмоционально-волевая сфера является основой личностного развития и успешной адаптации в социуме, поэтому ее развитие является одной из важнейших задач в различных областях науки, в частности, в педагогике, психологии, лингвистике. Детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризует незрелость эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Данные трудности отражаются на всем процессе обучения и воспитания, а также при установлении дружеских отношений со сверстниками. В структуре личности старших дошкольников с ОНР отмечаются особенные трудности понимания и выражения социальных эмоций. Все дети рассматриваемой категории нуждаются в психолого-педагогической помощи по формированию у них эмоциональной сферы. Эмоции разным способом выражаются в речи – специальными словами (эмотивной лексикой, интонацией, порядком слов. Они могут способствовать нарушениям речи в стрессовой ситуации или при заикании, но с помощью речи мы управляем своими эмоциями, например, в аутотренинге [Александров А. А., 2007].