Получи документы

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Анжелика Ворошилова
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Становление и развитие личности, ее успешность в социальном мире представляет собой сложный процесс взаимодействия интеллектуального и эмоционального развития [Выготский Л. С., 2021]. Само происхождение термина «эмоция» связано с побуждением, мотивацией, поскольку данное слово произошло от латинского «emovere» – возбуждать, волновать. Эмоция – это «реакция или комплекс реакций, обусловленных когнитивными процессами и возникающих в результате воздействия некой последовательности событий, описываемых в категориях восприятия и оценок» [Изард К. Э., 2009, с. 51].

Темочки:

По мнению А. Н. Леонтьева эмоция – это отражение смыслов реализуемых действий, а также условий их выполнения. В целом, эмоциональная сфера имеет тесную взаимосвязь с мотивационной, волевой сферами и оказывает значительное воздействие на особенности активности человека, взаимоотношения его с окружающими людьми, обеспечивая адаптацию к различным жизненным обстоятельствам (2004).

Эмоционально-волевая сфера является важной составляющей развития человека и включает в себя проявление эмоций и воли в процессе коммуникации [Талызина Н. Ф., 2013]. По мнению Н. Ф. Талызиной, эмоционально-волевая сфера представляет собой комплекс психических процессов и состояний, обеспечивающих регуляцию эмоций, волю и поведение человека. Она подчеркивает, что эмоции и воля тесно связаны между собой, и рассматривает их как две взаимодополняющие стороны одного процесса. При этом эмоции играют важную роль в формировании волевых качеств, таких как настойчивость, целеустремленность, самоконтроль и саморегуляция (2013).

Одним из ключевых понятий в работах Л. С. Выготского в области эмоционально-волевой сферы является «эмоциональное напряжение», которое он рассматривал как результат конфликта между текущей потребностью и препятствием ее удовлетворения. Он полагал, что эмоциональное напряжение играет важную роль в развитии ребенка и его формировании как личности (2021).

А. Н. Леонтьев считал, что эмоциональные процессы имеют важное значение для психической жизни человека, а регуляция и контроль эмоций – задача волевой сферы. Эмоции и воля не являются противоположными понятиями, а, наоборот, тесно связаны между собой. Он выделял два аспекта эмоционально-волевой сферы : управление эмоциями и использование эмоций в деятельности. Автор также развивал теорию психических отражений и считал, что эмоции и воля являются формами психических отражений, которые возникают в процессе человеческой деятельности. Он полагал, что воспитание личности должно быть направлено на развитие ее волевой сферы, что поможет контролировать эмоции и использовать их для решения задач в деятельности (2004).

По мнению Б. Ф. Ломова, в структуру эмоциональной сферы человека входят эмоциональные процессы, а также мотивационно-волевая сфера. К основным функциям эмоций автор относит такие, как адаптация, коммуникация, регуляция поведения, оценка событий и принятие решений. Эмоциональная сфера тесно связана с поведением и мотивацией. Волевая сфера – совокупность качеств личности, связанных с осуществлением волевой регуляции поведения. Волевая сфера включает в себя такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, самодисциплина, решительность. Регуляция эмоций – способность личности регулировать свои эмоциональные реакции на внутренние и внешние события. Эмпатия – способность чувствовать и понимать чужие эмоции и переживания. Самооценка – оценка личностью своих качеств, способностей, действий и результатов (2006).

Эмоциональная и волевая сферы являются взаимосвязанными компонентами личности. Она рассматривает эмоционально-волевую сферу как совокупность всех эмоций и волевых процессов, которые взаимодействуют между собой и влияют на поведение человека. Эмоциональная регуляция включает в себя процессы, направленные на регулирование эмоционального состояния человека. Это могут быть различные стратегии поведения, которые позволяют справляться с негативными эмоциями, например, управление дыханием, медитация, позитивное мышление. Эмоциональная экспрессия отражает способы выражения эмоций в поведении человека. Это может быть голосовая интонация, мимика, жесты и другие элементы невербального общения. Способы выражения эмоций могут влиять на самочувствие человека, поэтому важно научиться контролировать свою эмоциональную экспрессию. Выделяется несколько основных компонентов эмоционально-волевой сферы : эмоциональную регуляцию, эмоциональную экспрессию, эмоциональное восприятие и эмоциональную оценку. Данные компоненты взаимодействуют между собой [Аболин Л. М., 1987].

И. П. Брязгунов рассматривал эмоционально-волевую сферу как основу психической жизни человека. Согласно его концепции, эмоциональная сфера представляет собой систему сложных психических процессов, которые выступают в качестве регуляторов поведения. Он выделяет три главных компонента эмоциональной сферы : эмоции, чувства и настроение (2012).

Е. П. Ильин считает, что эмоционально-волевая сфера является важной составляющей личности, которая определяет ее поведение в жизни. Она состоит из эмоциональных состояний и волевых регуляторов. Эмоции выступают в качестве важного механизма адаптации человека к окружающей среде. Они возникают в ответ на внешние и внутренние стимулы и влияют на поведение, мышление, восприятие и речь человека. Эмоциональное восприятие представляет собой способность человека к восприятию и интерпретации эмоций других людей. Автор считает, что эмоциональное восприятие играет важную роль в общении и помогает строить эмпатию и понимание (2017).

Согласно представлениям Н. Я. Семаго, эмоционально-волевая сфера личности состоит из трех компонентов: эмоционального, мотивационного и волевого. Эмоциональный компонент включает в себя совокупность эмоций и чувств, а также психологические механизмы и процессы, обеспечивающие возникновение, регуляцию и проявление эмоций. В этом компоненте выделяются три основных элемента: эмоциональное восприятие, эмоциональный опыт и эмоциональное выражение. Мотивационный компонент связан с мотивами и потребностями личности, определяющими направленность ее поведения и деятельности. Этот компонент включает в себя такие элементы, как ценностные ориентации, жизненные цели, мотивы, потребности, интересы, предпочтения (2000).

Волевой компонент включает в себя совокупность психологических механизмов, обеспечивающих управление и контроль за эмоциональными и мотивационными процессами, а также осуществление целенаправленных действий. В этом компоненте выделяются три основных элемента: самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина. Таким образом, согласно Н. Я. Семаго, эмоционально-волевая сфера личности представляет собой комплексную структуру, включающую в себя эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты, каждый из которых имеет свои особенности и выполняет свои функции в регуляции поведения и деятельности личности [Семаго Н. Я., 2000].

И. П. Брязгунов считает, что волевая сфера включает в себя процессы регуляции эмоций и поведения, контроль и самоконтроль, планирование, оценку и принятие решений. Автор также выделяет связь между эмоционально-волевой сферой и памятью. Он полагает, что эмоции могут помочь запомнить информацию, если они связаны с ней. В тоже время, сильные эмоциональные переживания могут приводить к искажениям восприятия и хранения информации (2012).

Связь эмоций и воли, по словам С. Л. Рубинштейна, анализируется с учетом нескольких аспектов. Он отмечает, что помимо инициативности, которая определяет способ, которым человек начинает свое волевое действие, а также самостоятельности, особое внимание следует уделить самоконтролю, выдержке и самообладанию. Автор подчеркивает, что именно эти качества обеспечивают преобладание более высоких мотивов над низшими, универсальных принципов над мгновенными импульсами и кратковременными желаниями. В процессе осуществления волевых действий требуется необходимое ограничение себя, пренебрежение усталостью во имя достижения поставленной цели. Эти свойства воли в значительной степени зависят от баланса между эмоциональным состоянием и интеллектуальным контролем, влечением и осознанным управлением (2002).

Ученый пишет, что ни одна реальная эмоция не может рассматриваться изолировано и абстрактно, она обычно представляет собой общность аффективного и интеллектуального, переживания и познания, включает в себя и волевые моменты, влечения, стремления, поскольку в ней в той или иной мере выражается весь человек. Взятые в конкретной целостности, эмоции служат побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами обусловлены им [Рубинштейн С. Л.,

2002].

Е. П. Ильин обращал внимание на то, что эмоционально-волевая сфера личности может быть развита и улучшена. Для этого необходимо осознанно работать над собой и своими эмоциями, укреплять волевые качества, а также учитывать влияние окружающей среды на свои эмоциональные состояния

(2017).

В лингвистике вопросы понятия и значения эмоционально-волевой сферы изучаются в рамках практической фонетики, фонетики и психолингвистики. Важность ее изучения в данной науке отмечал Ю. М. Осипов, указывая, что сигналы, связанные с эмоциями, имеют двойную природу. Они могут быть физиологическими и психическими такими как расстройства органов, слезы, бледность, жесты, мимика, почерк и т. д. Из всех наук, по мнению автора, именно лингвистика является наиболее приспособленной к тому, чтобы дать семантическую интерпретацию эмоциональным явлениям, так как лингвистика изучает систему знаков с семантическим содержанием, что делает ее идеальной для семантического анализа эмоциональных явлений (1970).

Важнейшей особенностью эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является возрастающие возможности дифференциации палитры эмоций, формирование и развитие произвольности, самоконтроля своего настроения и поведения [Казьмина Я. Е., 2018].

Различие в поведении дошкольников с ОНР и их сверстников с нормальным речевым развитием отмечала в 1968 году Р. Е. Левина: «отклонения в развитии речи … затрудняют общение с окружающими… Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка» [Левина Р. Е., 2005 с. 7].

О проблемах развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОНР, в частности, проявлений раздражительности, неусидчивости, повышенной возбудимости, резкой смене настроения, избирательному эмоциональному отношению к окружающему миру писали О. Е. Грибова (1995, М. А. Муратова 2013, Т. Б. (Филичева, Г. В. Чиркина (2010, Л. М. Шипицина (1993) и другие авторы. На взаимосвязь речевого дефекта и трудностей развития у дошкольников с ОНР самооценки и самосознания указывали С. М. Валявко (2014) и Н. Ф. Дмитревская (2014).

По мнению Л. М. Шипициной, нарушения речевого развития у дошкольников с ОНР приводят к частому появлению у детей негативных эмоций : грусти, скуки, разочарованию, стыду, злости, обиды, что способствует появлению изоляции ребенка, сдержанности чувств и появлению чувства неполноценности и других психологических изменений (1997). Снижению появления данных чувств, по мнению Я. Е. Казьминой, способствует эмпатия и понимание со стороны близких взрослых и сверстников, что помогает дошкольникам с ОНР принять собственные недостатки и устанавливать, и поддерживать контакты с окружающими (2018).

Дошкольников с ОНР характеризует повышенная неустойчивость поведенческих реакций, нестабильный фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, в своих силах, что способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, признательности. Порой у детей могут проявляться агрессивные реакции, если они сталкиваются с препятствиями в реализации своих устремлений. Некоторые дети с ОНР характеризуются повышенной возбудимостью, проявляющейся в общей эмоциональной и двигательной тревожности, чрезмерной двигательной активности: ребенок совершает много движений ногами, руками, неусидчив. Некоторые, напротив, обращают на себя внимание своей вялостью, пассивностью, заторможенностью [Ломбов Б. Ф., 2006].

Исследователи отмечают, что в поведении некоторых дошкольников с ОНР преобладает возбудимость, гиперактивность, суетливость, склонность к повышенному фону настроения, некритичность к имеющемуся речевому дефекту. У других – поведение прямо противоположно – они характеризуются сниженной активностью, преобладанием тормозимости процессов высшей нервной деятельности, речевым негативизмом, замкнутостью, стеснительностью, робостью [Муратова М. А., 2013].

Л. М. Шипицына обращает внимание на то, что дошкольники с ОНР оценивают свою общительность значительно ниже, чем дети без нарушений речи. У них наблюдается пассивность, чувствительность, склонность к непредсказуемому поведению, стрессовые реакции, доминирование отрицательных эмоций и низкая работоспособность. Кроме того, мальчики с речевыми нарушениями меньше осознают, что причиной их низкой общительности является наличие дефектов в речи (1993).

В дошкольных группах дети с ОНР часто оказываются изолированными от других детей, не участвуют в играх, общих мероприятиях, подвергаются насмешкам со стороны сверстников и педагогов, что вызывает сложности с адаптацией в коллективе, нарушение межличностных отношений, усугубление негативных характеристик эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость внутренних переживаний, снижает самооценку [Шипицина Л. М., 1993].

Исследования Р. Е. Левиной показали, что многие дети с ОНР характеризуются узостью контактов со сверстниками, причем, они сами не желают окружать себя большим количеством друзей, не инициируют общение. Соответственно, у дошкольников не формируется достаточный опыт понимания чувств и эмоций сверстников, у них мало причин, по которым они могли бы задуматься о том, как лучше выразить свои чувства, поделиться радостью или печалью. У большинства дошкольников с ОНР, таким образом, отмечаются значительные сложности понимания эмоций и намерений других детей, кроме того, интерес к изучению настроения сверстников у них также незначительный (2005).

Дети не могут установить особенно теплые отношения со сверстниками, не всегда понимают, когда плачущего сверстника следует успокоить, пожалеть, а когда отойти от агрессивного ребенка. В целом, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства и настроение, не делятся своими переживаниями со сверстниками [Кондратенко И. Ю., 2006].

В. А. Калягин отмечал, что тревога занимает важное место в клинической картине многих психических и соматических заболеваний, в том числе нарушений речи. Она является первой фазой развития стресса. Её обычно упоминают в одном ряду со страхами, фобиями, паникой и депрессией, но чаще всего со страхами (2011).

Исследования М. А. Муратовой показали, что повышенная тревожность у детей с общим недоразвитием речи проявлялась в скрытности, неуверенности в себе и настороженности, что негативно отражалось на их способности решать познавательные задачи. Данные дошкольники испытывали затруднения в следовании инструкциям из-за повышенной тревожности, а также выполняли задания медленно из-за неуверенности в своих силах (2013).

Таким образом, эмоционально-волевая сфера является основой личностного развития и успешной адаптации в социуме, поэтому ее развитие является одной из важнейших задач в различных областях науки, в частности, в педагогике, психологии, лингвистике. Детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризует незрелость эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность. Данные трудности отражаются на всем процессе обучения и воспитания, а также при установлении дружеских отношений со сверстниками. В структуре личности старших дошкольников с ОНР отмечаются особенные трудности понимания и выражения социальных эмоций. Все дети рассматриваемой категории нуждаются в психолого-педагогической помощи по формированию у них эмоциональной сферы. Эмоции разным способом выражаются в речи – специальными словами (эмотивной лексикой, интонацией, порядком слов. Они могут способствовать нарушениям речи в стрессовой ситуации или при заикании, но с помощью речи мы управляем своими эмоциями, например, в аутотренинге [Александров А. А., 2007].

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возрастаИгра для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста В жизни ребёнка эмоции играют важную роль, они помогают ему воспринимать действительность, реагировать на неё, чувствовать и понимать.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 октября 2024 в 23:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Ворошилова (УИ 2714723) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД