Иванова Юлия Ивановна
Особенности воспитания симпатии, уважения к людям разных национальностей у детей в условиях социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ «Особенности воспитания симпатии, уважения к людям разных национальностей у детей в условиях социозащитных учреждений»
Автор: Ю. В. Голубовская, инструктор по труду, СПбГБУСО социальный приют для детей "Транзит"
В статье автором отражены средства, при помощи которых происходит воспитание этики межнационального общения детей социозащитного учреждения.
Публикация «Особенности воспитания симпатии, уважения к людям разных национальностей у детей в условиях социозащитных учреждений» размещена в разделах
Аннотация: в статье автором отражены средства, при помощи которых происходит воспитание этики межнационального общения детей в социозащитных учреждениях.
Ключевые слова: этика, национальность, нравственные чувства, толерантное воспитание, межнациональное общение, художественная литература, игра, фольклор.
Одной из важных задач воспитания будущего гражданина является необходимость развивать у ребёнка эмоционально-положительное отношение и чувство симпатии к народам разных национальностей.
Сегодня эту задачу решать стало достаточно сложно. Говорить о дружбе между людьми разных национальностей, когда окружающая действительность противоречива, непросто. Задача воспитателя – создать благоприятный климат в группе воспитанников социозащитного учреждения.
Подготавливая детей к жизни, полной противоречий, мы обязаны давать правильные ориентиры, подводя к осознанию того, что среди сверстников и взрослых у разных народов есть разные люди. И относиться к ним надо, оценивая поступки людей: как они относятся к своей матери, родным и близким; как трудятся; умеют ли дружить; какими качествами обладают (честность, находчивость, доброта).
Формирование уважения к народам разных стран целесообразно начинать с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.
Непосредственное общение ребёнка с детьми разных национальностей может проходить в разных условиях: вне социозащитного учреждения при участии родителей, в рамках одной группы социозащитного учреждения, в двух и нескольких социозащитных учреждениях с разным национальным составом ребят. Организация такого общения требует тщательной подготовки. Воспитателю необходимо знать дети каких национальностей есть в группе. Если у таких детей есть проблемы в общении со сверстниками необходима помощь: старательно развивать их умения, способности, замечать достижения, отмечать положительные качества ребёнка и т. д.
В социозащитных учреждениях с однонациональным составом можно использовать опосредованный способ общения детей с ребятами в виде переписки, обмена сувенирами по почте и др.
Огромна роль детской художественной литературы в познании ребёнком окружающего мира, обогащении его представлений о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, формировании зачатков мировоззрения.
Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н. К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах». Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших воспитанников, способствуют их умственному развитию.
Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика.
Исследования педагогов показали, что дети могут испытывать чувства, которые переживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитию детского мышления, служит источником новых представлений и знаний.
Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание ребят значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. По данным исследования Н. В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, совместны занятиях ручным трудом, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач, используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.
Э. Т. Суслова предлагает при выборе художественных произведений национальных авторов ориентироваться на следующее: «Симпатичные герои (дети, любящие своих близких (маму, папу, бабушку, дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой. В то же время желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались».
Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит и в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.
В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Л. С. Выготский указывал, что уже в младшем возрасте происходит «интеллектуализация», т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным.
В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.
Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.
В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.
В игре ребята охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.
Большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей любого возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская).
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче и образнее. Через знакомство с фольклором воспитанники социозащитного учреждения видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.
Через осознание того, что все люди разные, каждый любит, бережёт, защищает свой дом, ребёнок приходит к тому, что мир в семье, доме, стране и на всём земном шаре зависит от каждого из нас. Дети очень чувствительны к чужому горю, чужим неудачам. Они рано начинают чувствовать доброту, справедливость со стороны взрослых и сверстников, а также недоброжелательность, пренебрежение. Очень важно научить именно воспитанников социозащитного учреждения сострадать людям, быть милосердными, а это значит быть готовыми помочь. Как гласят слова «Азбуки нравственности»: «Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».
Список литературы:
1. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А. Асмолов. – М. : Мемориал. 2001. – №24. – с. 61–63.
2. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1989.
3. Копченова, Е. Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] /
Е. Е. Копченова// Психолог в детском саду. – 1999. – № 1. – с. 64–66.
4. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л. Парамонова, Т. Алиева, А. Арушанова// Дошкольное воспитание / Мво общего и проф. образования РФ. – 1999. – № 5. – с. 70 – 73.
5. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 1. – с. 82–91.
6. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н. Юрина// Воспитание дошкольников. – 2005. – №2. – с. 16.