МААМ-картинки

Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Наталья Гордеева
Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

В первые годы жизни (до 3 лет) малыш получает огромное количество всевозможных впечатлений из окружающего мира. Он учиться различать формы, цвета, величины, воспринимать звуки, запахи. Но не все эти свойства привлекают ребенка, приобретают для него жизненное значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях.

Публикация «Статья „Особенности сенсорного развития детей раннего возраста“» размещена в разделах

Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего они выделяют одно свойство предмета, которое бросается в глаза, не замечая других свойств. В этом возрасте ребенок для успешного манипулирования и выполнения простейших действий с предметами выделяет форму. Он не готов понять значение отдельных разновидностей формы и цвета как образцов, с которыми следует сравнивать свойства разнообразных предметов. Квадратик, кружок, шарик, кубик остаются для него такими же единичными предметами как часы, тарелка, мячик, книжка и т. д. В программе дошкольного воспитания детей до трех лет заложена установка: знакомить с двумя-тремя основными цветами и формами. Но таким образом мы рискуем обеднить восприятие, заслонить от ребенка многообразие свойств окружающих предметов.

Существуют данные о восприятии детьми цвета: например, если ребенок знает желтый цвет, но не знает оранжевого, он ошибочно воспринимает его как желтый. Важно максимально обогатить восприятие, обеспечивая накопление разнообразных представлений, создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.

Но это не значит, что в работе с детьми нужно применять огромное множество разновидностей формы и цвета. Основные разновидности выступят в виде эталонов, - это семь цветов спектра, белый и черный цвета, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, овал, многоугольник.

Но и такого количества слишком много для детей от двух до трех лет, имея ввиду прочное запоминание каждой разновидности, усвоение ее названия. Но подобных требований предъявлять и не стоит.

Воспитателю следует пользоваться названиями форм и цветов, направляя действия ребенка, но не нужно стремиться, чтобы он их обязательно запомнил. Пока достаточно, чтобы дети запомнили понятия «цвет» и «форма».

Используя в своей работе книгу Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры» изготовила рамки Монтессори. В книге предлагается сделать их из картона. Но я их сделала из мягких и гибких пластиковых досок для лепки из пластилина. Этот материал хорошо режется канцелярским ножом и ножницами. Шестнадцать рамок-пластинок сто на сто миллиметров и толщиною около полутора миллиметров; в центре каждой вырезается отверстие в виде геометрической фигуры, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы. Все острые углы и края зачищаются напильником. Цвет рамки отличается от цвета вкладыша. Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним приклеила рукоятки вставные элементы из игры мозайки.

Когда я в первый раз детям предложила эту игру, одна девочка двух с половиной лет на детском ломаном языке сказала – это «тапеца» (трапеция, это овай (овал, ломбик (ромбик) и т. д. Я была приятно удивлена, значит дома занимаются с ребенком, и мне тоже имеет смысл применять в работе не только узкий круг цветов и форм.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» способствует развитию у детей умения узнавать и различать форму плоских фигур, их положение относительно плоскости (зрительно и на ощупь). Использование рамок в качестве трафарета готовит детей к овладению умения проводить линии, получая контур геометрических фигур, развивает творчество. Ребенок радуется, что у него получился правильной формы круг-солнышко, квадрат-домик, треугольник- крыша, круг наверху – под ним треугольник, получается человечек, из овалов - цветок, несколько шестиугольников, нарисованных друг за другом – гусеница и т. п. Фантазия без границ.

Еще в работе использую массажный сенсорный коврик, изготовленный своими руками. В основе мягкое напольное покрытие для ванной, к нему пришиваю квадратной формы сетку для кухонной раковины красного цвета, такую же сетку другого цвета разрезаю на четыре части и получившиеся квдратики так же пришиваю. Из пластикового коврика для входной двери вырезаю круги и треугольники разной формы. Фигурки немного колючие, но по ним приятно ходить малышам. Приклеиваю цветные губки для мытья посуды. Можно пришить разнообразные шнурочки. Вставая на определенную фигуру, ребенку предлагается назвать ее форму, цвет, величину, фактуру (мягкий, колючий и т. п.)

Для развития слухового восприятия можно поиграть в игру «Угадай, что звучит». В одну пластиковую бутылку насыпаю горох, в другую – манку или песок. Стоя за ширмой погреметь содержимым то одной, то другой бутылки. Можно знакомить детей с понятиями громко - тихо, гремит, как будто шипит и т. п.

Большое значение имеет знакомство детей со способами исследования окружающего мира: наложению, приложению, группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов; последовательному осмотру и описанию формы предметов и объектов, выполнению действий в различных видах активности (сенсомоторные игры и упражнения, игры – ряжения, игры для развития умственной и физической активности, конструктивные, игры в процессе изобразительного творчества, исследования объектов повседневной жизни).

Список литературы.

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Л. А. Венгера. Изд. 2-е перераб. М., «Просвещение», 1978

2. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М. : Просвещение, 1990.

3. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста : Методическое пособие / Под ред. И. В. Петровой. – М. : ТЦ Сфера, 2012

Публикации по теме:

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Сенсорное воспитание как средство развития детей Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»
Опубликовано: 28 марта 2015 в 14:11
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гордеева (УИ 292060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД