Куракина Мария
Особенности подхода к формированию правильной речи у детей
Особенности подхода к формированию правильной речи у детей.
Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи.
По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группой) и индивидуальные (с отдельными детьми). Иногда детей объединяют в группы с одинаковым нарушением речи и с подгруппой проводят упражнения.
Работу по формированию речи можно проводить на специальных занятиях, на прогулке, во время режимных процессов.
Публикация «Особенности подхода к формированию правильной речи у детей» размещена в разделах
Важно создавать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям - их проводить следует в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности. Большое значение имеет этичное поведение воспитателя, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснять детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что успех зависит прежде всего от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Необходимо, чтобы воспитатель в процессе работы с детьми объективно и тактично оценивал успехи каждого ребенка и привлекал к ним внимание его товарищей. Важно, чтобы воспитатель сам владел четкой и грамотной речью, умел слышать недостатки в речи своих воспитанников. Формирование правильной речи начинают уже в первой младшей группе (до 3 лет жизни). Важно научить детей четко, громко (тихо, быстро (медленно) произносить гласные звуки и простые по артикуляции согласные а, о, у, ы, и, э, м, п, н, т, к, в, ф, и др. Лучше при этом использовать простые слоговые сочетания. Учитывая возрастные особенности детей, с первых занятий широко используется игровые приемы и наглядность ду-ду-ду - дудит дудочка, ква-ква-ква - квакает лягушка, би-би-би - едет машина. Рекомендуется знакомить детей с гласными звуками с помощью "Сказке о Веселом язычке" и только потом переходить к артикуляции этих звуков по "Сказкам Веселого язычка".
У детей 3-хлетнего возраста недостатки произношения некоторых групп звуков оправданы возвратными физиологическими особенностями несовершенства артикуляционного аппарата. Поэтому важно тренировать мышцы языка, губ, мягкого нёба, челюстей, чтобы активизировать работу речевого аппарата.
Большое значение имеет хорошо поставленное речевое дыхание: оно помогает лучшему звучанию голоса, установлению плавности речи, переходу от одной тональности к другой и т. д.
В младших группах должно уделяться достаточно времени на развитие слухового внимания. Разработана целая серия игровых упражнений для развития артикуляционной моторики, фонетического слуха, закрепления имеющихся у ребенка звуков, которые воспитатель должен использовать в работе.
Все это является необходимым условием для подготовки детей к звуковому анализу и синтезу. Воспитатель и логопед должны работать в контакте. Логопед дает рекомендации, объясняет причины отклонений речи, показывает какую помощь можно оказать ребенку, знакомит воспитателя с игровыми приемами, направлениями на развитие понимания речи, обобщения словаря, закрепление грамматических навыков.
Преемственность в работе логопеда и воспитателя, тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей дошкольного возраста.
Различные формы обращений с привлечением кукольных персонажей, интересные увлекательные ситуации, разнообразные формы поощрений помогают создавать у детей положительные эмоции, настрой, вызвать у них желание отвечать не только действием, но и словом (звукосочетанием, т. е. подражать речи взрослого.