Приложение МААМ

Организация ручного труда детей 6–7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства

Аида Уварова
Организация ручного труда детей 6–7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Организация ручного труда детей 6-7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства

Аннотация. В данной статье рассматривается организация ручного труда детей 6-7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства. Выявлена актуальность исследования. Раскрыто понятие «ручной труд». Изучены возрастные особенности организации ручного труда для детей 6-7 лет. Проведена исследовательская работа в МБДОУ "ЦРР - Детский сад №13 "Светлячок" ГО "Город Якутск" РС (Я). Всего было разработано 10 занятий по ручному труду посредством использования декоративно-прикладного искусства с общей тематикой «Путешествие по сказочной стране». Для организации ручного труда детей 6-7 лет были созданы педагогические условия: разработан и внедрен комплекс занятий по ручному трудя для детей 6-7 лет; предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами для ручного труда детей 6-7 лет. Полученные результаты диагностики свидетельствуют об эффективности организации ручного труда детей 6-7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства.

Темочки:

Ключевые слова: труд, ручной труд, дошкольник, искусство, декоративно-прикладное искусство, организация ручного труда, образование, воспитание, воспитатель.

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду. Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, кухонное полотенце для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Наиболее значительный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как З. А. Богатеева, Р. С. Буре, Э. К. Гульянц, И. Я. Базик, Т. Комарова, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова, В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина и многие другие.

Одним из наиболее эффективных средств организации ручного труда детей 6-7 лет является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста представляет доступную сферу высокой культуры, вхождение в которую приобщает их к общечеловеческим ценностям. Проблема использования декоративно-прикладного искусства как средство организации ручного труда детей 6-7 лет является актуальной.

Ручной труд означает, что дети овладеют практическими умениями выполнения трудовых действий с орудиями труда, знакомство с различным материалом (предметом труда, который с помощью преобразования становится результатом (продуктом) труда, так считала В. И. Логинова [2, c.47].

Российский и советский педагог Карл Юрьевич Цируль (1857–1924) детально изучал, а также практическую пользу преподавания предмета «Ручной труд». По его мнению, ручной труд способен «…связать умственную и физическую деятельность в одно действительно гармоническое дело», – так считал К. Ю. Цируль [4].

Таким образом, ручной труд способствует активному формированию различных умений и навыков, необходимых ребенку в повседневной жизни. Соответствующий уровень сформированности произвольного поведения, овладения средствами и эталонами познавательной деятельности определяет готовность дошкольников к включению в учебную деятельность.

Ручной труд детей 6-7 лет – это творческая работа ребенка с различными материалами, создание полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта. Такая работа является декоративно-художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний и практического опыта. Содержание ручного труда весьма разнообразно : работа с тканями, нитками, бумагой, деревом, природными и подручными материалами, поделки из бросовых материалов, мягкие игрушки, куклы и т. д. Ручной труд в детском саду дают ребенку возможность проявить себя мастером, художником, творцом, порождает желание и желание создавать вещи своими руками и внушает уважение к труду других [1].

При умелом систематическом руководстве педагога дети могут овладеть традиционными и современными видами декоративных работ, выполняют творческие задания, применяя свои знания о композиции цветосочетаниях, умение представить готовое изделие в окончательном виде. Во время занятий ручным трудом у них развивается зрительная память, образное мышление, статический вкус, что, в свою очередь, влияет на четкость и точность исполнения задания, на качество работы.

Нами была проведена исследовательская работа в МБДОУ "ЦРР - Детский сад №13 "Светлячок" ГО "Город Якутск" РС (Я). Всего приняли участие 24 детей 6-7 лет, из них экспериментальная группа- 12 детей, контрольная группа- 12 детей.

В соответствии с целью исследования нами была выбрана диагностическая карта «Ручной труд» (старшая группа) [3].

Общий уровень ручного труда детей 6-7 лет на основе 6 показателей.

Диаграмма 1. Общий уровень ручного труда детей 6-7 лет на основе 6 показателей

Были получены данные, позволяющие судить об уровне ручного труда детей 6-7 лет. В контрольной группе высокий уровень- 29%, средний уровень- 44%, низкий уровень- 27%, а в экспериментальной группе высокий уровень- 23%, средний уровень- 42%, низкий уровень- 35%. На приведенной диаграмме четко виден общий уровень в контрольной группе и в экспериментальной группе.

Мы сделали вывод, что уровень ручного труда детей 6-7 лет в данных группах средний. Высоких показателей нет. По итогам анализа в экспериментальной группе планируется организация ручного труда детей 6-7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства.

Для организации ручного труда детей 6-7 лет были созданы следующие педагогические условия:

- разработан и внедрен комплекс занятий по ручному трудя для детей 6-7 лет;

- предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами для ручного труда детей 6-7 лет.

Всего было разработано 10 занятий по ручному труду посредством использования декоративно-прикладного искусства с общей тематикой «Путешествие по сказочной стране». Темы занятий: «Сказочные герои леса»; «Лоскутная мозаика»; «Друзья для Барсика»; «На лугу»; «Матрёшка»; «Сказочный город»; «Домики»; «Новогодняя игрушка для Чысхаана»; «Цыплёнок»; «Колосок».

В ходе проведения занятий по ручному труду у детей старшего дошкольного возраста формировались навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; воспитывались уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность и пр. Занятия проводились раз в неделю в течение 4 месяцев, продолжительность занятия составила 30 минут.

Вторым педагогическим условием для организации ручного труда детей 6-7 лет посредством декоративно-прикладного искусства было оснащение предметно-развивающей среды необходимыми дидактическими материалами, пособиями, игрушками.

Для ручного труда детей 6-7 лет в группе имеются:

1. Природные материалы (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, крупы, семена овощей и цветов).

2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, диски, крышки, трубочки, фантики и т. д.).

3. Бумага обычная и гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга.

4. Ткань, проволока, вата, целлофан, бисер, поролон, пуговицы.

5. Ножницы, клей, пластилин, кисти, иглы для шитья.

Также в уголке ручного труда размещена подборка сухих листьев и веток для изготовления поделок, наборы для рукоделия (для девочек) и для столярных и плотницких работ (для мальчиков, наборы бумаги, картона и бросового материала для изготовления игрушек.

После проведения формирующего этапа эксперимента нами был проведена повторная диагностика развития ручного труда. Была использована та же диагностическая карта «Ручной труд», что и на констатирующем этапе:

Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие вывод о том, что результаты ручного труда детей 6-7 лет улучшились (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента в экспериментальной группе

При сравнении результатов была выявлена положительная динамика уровня развития ручного труда детей 6-7 лет в экспериментальной группе. По результатам исследования мы можем сделать вывод, что в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития ручного труда увеличилось на 18%, со средним на 1%, с низким уровнем уменьшилось на 19%. А в контрольной группе без изменений.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности организации ручного труда детей 6-7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Буре Р. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: - Мозаика-Синтез; 2019.

2. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика/ – М. : Просвещение, 1988.

3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. Материал для обследования детей»/ [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. И доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с.

4. Цируль, К. Ю. Систематическое руководство по ручному труду : Начальные работы из дерева : Рис., черт. и объясн. текст / Сост. : преп. руч. труда С. -Петерб. учит. ин-та К. Цируль и Н. Касаткин; Рис. и черт. исполнил офицер-воспитатель Николаевск. кадетск. корпуса Н. Пуликовский. - 2-е изд., переработ. и доп. - Санкт-Петербург : А. Ильин, 1894.

Публикации по теме:

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Древний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанкаДревний славянский вид декоративно-прикладного искусства-вытынанка В этом году мы с детьми открыли для себя новую технику вырезания из бумаги -вытынанка. Вытынанка (от — «вытинати» — «витинати» — «выцінаць».

Фотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусстваФотоотчёт о конкурсе декоративно прикладного искусства .

Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки»Фотоотчёт «Знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства «Чудо-писанки» Фотоотчёт: Знакомство с изделиями декоративно – прикладного искусства «Чудо – писанки» Искусство декоративного оформления яйца красивыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация ручного труда детей 6–7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 13:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация ручного труда детей 6–7 лет посредством использования декоративно-прикладного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Аида Уварова (УИ 2805359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД