МААМ-картинки

Опыт работы по проекту «Песочная сказка»

Клевцова Наталья
Опыт работы по проекту «Песочная сказка»
▼ Скачать +Заказ

Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. Алексей Алексеевич Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность.

Термин «речевая активность» характеризует устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком. Мотивом речевой активности служит речевая ситуация, которая представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.

Публикация «Опыт работы по проекту „Песочная сказка“» размещена в разделах

В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, повсеместной компьютеризацией и «умным» телевидением, у детей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности на фоне сниженной речевой активности.

Также, овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является важнейшим условием подготовки к школе и полноценного овладения в дальнейшем любыми учебными предметами, входящими в содержание начального общего образования.

В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение, с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость развития речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Вместе с тем, учителя-практики отмечают, что довольно большое количество детей, поступивших в первый класс, даже умеющих читать, не имеют достаточно развитой речи: не могут свободно выразить мысль, имеют грамматические речевые ошибки, имеют проблемы в звуковой структуре. Именно поэтому, проблема речевой готовности дошкольников к школьному обучению по-прежнему стоит остро и нуждается в дальнейшей методической разработке.

Актуальность данной педагогической проблемы обусловила разработку мною проекта «Песочная сказка».

Сказка – фольклорное или литературное эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Если отойти от официального определения, то сказка – это чудо, которое увлекает малыша в свой мир и не отпускает, даже тогда, когда он становится взрослым. Сказка - информативна, феерична, эмоциональна и мудра, она - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от речи.

При разработке проекта мною был изучен опыт Ольги Федоровны Васьковой и Анны Александровны Политыкиной «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», где я познакомилась с традиционными методами работы со сказкой; а также Ларисы Борисовны Фесюковой «Воспитание сказкой», предлагающей нетрадиционные методы работы со сказкой.

Изучив данную тему, проанализировав предметно-пространственную среду группы, я для себя определила, что работа со сказкой даст наибольший результат при внесении в ее обсуждение рисования песком, так как ребенку предоставляются невероятные возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения. Способствует его расслаблению, снятию стресса, напряжения и страхов. Ребенок заворожено смотрит, как одна картинка может сменять другую. Как на его глазах происходит волшебство и чудо, в котором он принимает непосредственное участие.

Данный проект направлен на развитие речевой активности дошкольников, а также на развитие восприятия и понимания ими речи; формирование самостоятельного и инициативного использования речи.

Реализация проекта включает в себя три этапа:

1. Организационный этап, продолжительность 1 месяц, в ходе которого проводится работа по изучению основ песочной и сказкотерапии, подбор сказок и форм работы.

2. Основной этап длится 6 месяцев и включает в себя работу как с воспитанниками, так и с их родителями.

Работа с воспитанниками подготовительной к школе группе проводится во второй половине дня в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми. Включает в себя следующие виды деятельности: чтение сказки, обсуждение сюжета и героев, рассматривание иллюстраций к сказке, рисование песком фрагментов сказки или ее героев исходя из задач конкретного этапа работы над сказкой.

В основу работы взяты сказки Геннадия Михайловича Цыферова. Миниатюры Цыферова на первый взгляд могут показаться странными, непонятными. Но автор только подражает языку детей. Сравнения и ассоциации словно выдуманы самим ребёнком, настолько они правдивы и естественны, что позволяет ребенку понимать содержание сказок.

Приведу пример работы по сказке Г. Цыферова «Зеленое море». Цель: расширение и обогащение словарного запаса дошкольников через работу над многозначными словами. Работа проводилась в несколько этапов:

• Чтение сказки

• Обсуждение сказки по вопросам

О чем сказка?

Что увидел Костя?

Почему Костю хотела мама наказать?

Что папа подарил Косте?

Что было на карте?

Как назывались острова и почему?

Что можно назвать морем? и другие

• Рисование песком. На этом этапе каждому предоставляется возможность побывать тем или иным сказочным персонажем (положительным и отрицательным, испытывая различные эмоции. Затем или вместе с педагогом или самостоятельно ребенок рисует фрагмент из сказки, наиболее близкий ему. Например: детям предлагается нарисовать Костю и описать его, нарисовать острова и рассказать, что на них изобразил ребенок, нарисовать море и рассказать какое оно.

Наблюдая за детьми можно отметить, что в процессе обсуждения сказки без применения рисования песком дети ведут себя более скованно и не всегда охотно идут на обсуждение. А когда они начинают рисовать создается впечатление, что ребенок открывает для себя сказку по-новому и ему становится все понятно, отчего он начинает рассказывать о том, что он рисует, фантазировать. Создавая такие условия, мы развиваем речевую активность ребенка, позволяя ему передавать свое видение сказки и ее героев.

В ходе работы с родителями в рамках проекта были организованы консультации для родителей по теме «Рисуем с ребенком сказку», мастер-класс «Рисуем сказку на песке».

3. На заключительном этапе проекта в мае 2020 года будут разработаны методические рекомендации для коллег по использованию данных технологий, с описанием работы по каждой из сказок. Также данный опыт будет представлен на педагогическом совете учреждения и на районном методическом объединении.

Будет не лишним добавить несколько слов об универсальности используемого мною метода – соединения сказкотерапии и песочной терапии. Такое сочетание может быть использовано в любой возрастной группе и с его помощью можно решить многие проблемы, с которыми сталкиваются современные дошкольники и их родители практически во всех областях развития ребенка.

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету! Константин Дмитриевич Ушинский. А мне в свою очередь хотелось бы добавить, дайте ребенку самому нарисовать эту картинку и он расскажет вам больше, чем одно слово!

Публикации по теме:

Опыт работы «Система работы с детьми и родителями» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Опыт работы по проекту «Родина глазами дошкольника» Добрый день, участники круглого стола! Тема круглого стола «Слово, которое объединяет». И не случайно, тему своего выступления я назвала.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ» Доклад на районное МО дошкольных работников Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А. Особенности проведения физкультурно-оздоровительной.

Презентация к проекту «Сказка в гости к нам пришла» Проект «Сказка в гости к нам пришла» 1. Актуальность: К сожалению, на сегодняшний день, дети воспитываются не на сказках, а на современных.

Проект «Песочная сказка» Проект: «Песочная сказка» 1. Продолжительность: долгосрочный сентябрь 2016 г- январь 2017г 2. Авторы проекта: Долгова Г. А. 3. Участники.

Сказка к проекту «Витамин-витаминочка» В нашей работе был реализован проект «Витамин-витаминочка». Основной идеей этого проекта являлось привлечения внимания детей дошкольного.

Опыт работы «Организация работы по формированию физических качеств у детей с учетом индивидуальных особенностей» В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2017-2018 учебный год, с целью организации работы по формированию физических качеств.

Опыт работы «Портфолио как форма работы с родителями воспитанников» Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Одним из ее основных принципов является сотрудничество педагогов.

Опыт работы «Использование бросового материала для работы с детьми дошкольного возраста. Универсальные пробки»Опыт работы «Использование бросового материала для работы с детьми дошкольного возраста. Универсальные пробки» Работая с детьми в детском саду, стараешься всё время найти что-то интересное для занятий, чем-то удивить. И хорошо бы ещё использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по проекту «Песочная сказка»
Опубликовано: 22 октября 2019 в 22:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по проекту «Песочная сказка»» (включая файлы) размещена пользователем Клевцова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД