Клевцова Наталья
Опыт работы по проекту «Песочная сказка»
▼ Скачать +Заказ
Речь – уникальный дар природы, данный человеку и только человеку. Речь позволяет высказать мысли, овладеть знаниями и обеспечивает полноценное общение. Алексей Алексеевич Леонтьев - российский психолог и лингвист считал, что одним из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью, является речевая активность.
Термин «речевая активность» характеризует устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком. Мотивом речевой активности служит речевая ситуация, которая представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками.
Публикация «Опыт работы по проекту „Песочная сказка“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
В настоящее время, которое характеризуется стремительным ритмом жизни, повсеместной компьютеризацией и «умным» телевидением, у детей дошкольного возраста наблюдаются недостаточные навыки речевой деятельности на фоне сниженной речевой активности.
Также, овладение навыками и умениями различных видов речевой деятельности является важнейшим условием подготовки к школе и полноценного овладения в дальнейшем любыми учебными предметами, входящими в содержание начального общего образования.
В процессе учебной деятельности детей речевая деятельность включает в себя, с одной стороны, восприятие и переработку информации (слушание, чтение, с другой, переработку добытой или усвоенной информации (говорение, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре разновидности речевой деятельности занимают большое место, так как в основе процесса обучения лежит взаимодействие, общение педагога и детей, детей друг с другом, поэтому возникает необходимость развития речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Вместе с тем, учителя-практики отмечают, что довольно большое количество детей, поступивших в первый класс, даже умеющих читать, не имеют достаточно развитой речи: не могут свободно выразить мысль, имеют грамматические речевые ошибки, имеют проблемы в звуковой структуре. Именно поэтому, проблема речевой готовности дошкольников к школьному обучению по-прежнему стоит остро и нуждается в дальнейшей методической разработке.
Актуальность данной педагогической проблемы обусловила разработку мною проекта «Песочная сказка».
Сказка – фольклорное или литературное эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.
Если отойти от официального определения, то сказка – это чудо, которое увлекает малыша в свой мир и не отпускает, даже тогда, когда он становится взрослым. Сказка - информативна, феерична, эмоциональна и мудра, она - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от речи.
При разработке проекта мною был изучен опыт Ольги Федоровны Васьковой и Анны Александровны Политыкиной «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», где я познакомилась с традиционными методами работы со сказкой; а также Ларисы Борисовны Фесюковой «Воспитание сказкой», предлагающей нетрадиционные методы работы со сказкой.
Изучив данную тему, проанализировав предметно-пространственную среду группы, я для себя определила, что работа со сказкой даст наибольший результат при внесении в ее обсуждение рисования песком, так как ребенку предоставляются невероятные возможности для развития творческих способностей, фантазии, воображения. Способствует его расслаблению, снятию стресса, напряжения и страхов. Ребенок заворожено смотрит, как одна картинка может сменять другую. Как на его глазах происходит волшебство и чудо, в котором он принимает непосредственное участие.
Данный проект направлен на развитие речевой активности дошкольников, а также на развитие восприятия и понимания ими речи; формирование самостоятельного и инициативного использования речи.
Реализация проекта включает в себя три этапа:
1. Организационный этап, продолжительность 1 месяц, в ходе которого проводится работа по изучению основ песочной и сказкотерапии, подбор сказок и форм работы.
2. Основной этап длится 6 месяцев и включает в себя работу как с воспитанниками, так и с их родителями.
Работа с воспитанниками подготовительной к школе группе проводится во второй половине дня в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми. Включает в себя следующие виды деятельности: чтение сказки, обсуждение сюжета и героев, рассматривание иллюстраций к сказке, рисование песком фрагментов сказки или ее героев исходя из задач конкретного этапа работы над сказкой.
В основу работы взяты сказки Геннадия Михайловича Цыферова. Миниатюры Цыферова на первый взгляд могут показаться странными, непонятными. Но автор только подражает языку детей. Сравнения и ассоциации словно выдуманы самим ребёнком, настолько они правдивы и естественны, что позволяет ребенку понимать содержание сказок.
Приведу пример работы по сказке Г. Цыферова «Зеленое море». Цель: расширение и обогащение словарного запаса дошкольников через работу над многозначными словами. Работа проводилась в несколько этапов:
• Чтение сказки
• Обсуждение сказки по вопросам
О чем сказка?
Что увидел Костя?
Почему Костю хотела мама наказать?
Что папа подарил Косте?
Что было на карте?
Как назывались острова и почему?
Что можно назвать морем? и другие
• Рисование песком. На этом этапе каждому предоставляется возможность побывать тем или иным сказочным персонажем (положительным и отрицательным, испытывая различные эмоции. Затем или вместе с педагогом или самостоятельно ребенок рисует фрагмент из сказки, наиболее близкий ему. Например: детям предлагается нарисовать Костю и описать его, нарисовать острова и рассказать, что на них изобразил ребенок, нарисовать море и рассказать какое оно.
Наблюдая за детьми можно отметить, что в процессе обсуждения сказки без применения рисования песком дети ведут себя более скованно и не всегда охотно идут на обсуждение. А когда они начинают рисовать создается впечатление, что ребенок открывает для себя сказку по-новому и ему становится все понятно, отчего он начинает рассказывать о том, что он рисует, фантазировать. Создавая такие условия, мы развиваем речевую активность ребенка, позволяя ему передавать свое видение сказки и ее героев.
В ходе работы с родителями в рамках проекта были организованы консультации для родителей по теме «Рисуем с ребенком сказку», мастер-класс «Рисуем сказку на песке».
3. На заключительном этапе проекта в мае 2020 года будут разработаны методические рекомендации для коллег по использованию данных технологий, с описанием работы по каждой из сказок. Также данный опыт будет представлен на педагогическом совете учреждения и на районном методическом объединении.
Будет не лишним добавить несколько слов об универсальности используемого мною метода – соединения сказкотерапии и песочной терапии. Такое сочетание может быть использовано в любой возрастной группе и с его помощью можно решить многие проблемы, с которыми сталкиваются современные дошкольники и их родители практически во всех областях развития ребенка.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету! Константин Дмитриевич Ушинский. А мне в свою очередь хотелось бы добавить, дайте ребенку самому нарисовать эту картинку и он расскажет вам больше, чем одно слово!