Ульяна Резвых
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя компенсирующей (ЗПР) группы
Одной из целей ФГОС ДО является «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования».
В нашей образовательной организации созданы специальные условия для получения образования этой категории дошкольников. Преимущества получают все дети, а не какие-то определённые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные программы, формы и методы обучения и воспитания, адекватные потребностям, возможностям и способностям детей с ОВЗ.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Для этого создаётся необходимая среда в группе ДОУ. Она является доступной и развивающей. В ДОУ имеется хорошее современное оборудование для проведения всех видов занятий, игротерапии, музыкальной терапии и т. д. Важным моментом является наличие в дошкольном учреждении хорошо обученной команды специалистов. Воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители владеют приёмами различных отраслей коррекционной педагогики и элементами здоровьесберегающих технологий. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности:
-знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии;
- имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,
-владеют принципами, формами, методами и средствами обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ, методиками и технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей;
- умеют результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с применяемой образовательной программой.
Воспитанниками нашей группы являются дети дошкольного возраста с ЗПР.
ЗПР – это психолого-педагогическое определение одного из распространённых отклонений в психофизическом развитии детей.
Её относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для которой характерен замедленный темп созревания психических структур. Эти дети отличаются гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, а также разным прогнозом последствий.
Значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками).
Проявление:
• в необходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информации;
• в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире;
• в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые.
Недостаточно сформированы пространственные представления.
• Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий;
• часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности.
Характерные особенности внимания детей с ЗПР :
Неустойчивость;
Рассеянность;
низкая концентрация;
трудности переключения.
Выраженные отклонения в развитии памяти.
• Снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость;
• большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной;
• заметное преобладание наглядной памяти над словесной;
• низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовывать свою работу;
• недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении;
• слабое умение использовать рациональные приёмы запоминания;
• недостаточный объём и точность запоминания; низкий уровень опосредованного запоминания;
• преобладание механического запоминания над словесно-логическим.
Среди нарушений кратковременной памяти.
Повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияние различных мнемических следов друг на друга);
быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности:
- мышления — наглядно-действенного
- наглядно-образного.
Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет и форма, однако с большим трудом выделяют в качестве общих признаков материал и величину предметов, затрудняются в абстрагировани одного признака и сознательном его противопоставлении другим, в переключении с одного принципа классификации на другой. При анализе предмета или явления дети называют лишь поверхностные, несущественные качества с недостаточной полнотой и точностью. В результате дети с ЗПР выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Снижение познавательной активности.
Нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью.
• Несоответствие своей работы предложенному образцу,
• не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу;
• редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Наличие повышенной тревожности по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец», а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.).
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются:
• снижение потребности в общении со сверстниками;
• низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Слабая эмоциональная устойчивость.
• Нарушение самоконтроля во всех видах деятельности;
• агрессивность поведения и его провоцирующий характер;
• трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;
• суетливость;
• частая смена настроения;
• неуверенность;
• чувство страха;
• манерничанье;
• фамильярность по отношению к взрослому;
• реакции, направленные против воли родителей;
• частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения;
• недостаточная дифференциация лиц и вещей;
• ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.
Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.
Несформированность игровой деятельности.
Несформированы все компоненты сюжетно-ролевой игры:
• сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики;
• содержание игр;
• способы общения и действия и сами игровые роли бедны;
Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию и недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.
Характерные особенности речи детей с ЗПР :
• ограниченность словаря;
• неполноценность понятий;
• низкий уровень практических обобщений;
• недостаточность словесной регуляции действий;
• отставание в развитии контекстной речи;
• запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.
Бедный, недифференцированный словарный запас.
Коррекционно-развивающая работа в группе строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО.
Цель – осуществлять коррекционно-развивающую психолого-педагогическую работу, максимально обеспечивающую создание условий для развития ребенка с ОВЗ (ЗПР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
• развивать физические качества, сохранять и укреплять здоровье детей дошкольного возраста,
• формировать нормы и ценности, принятые в обществе, основы безопасного поведения в социуме и быту,
• формировать общую культуру, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества,
• обеспечивать равенство возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования,
• планировать коррекционно-развивающую работу с учетом особенностей развития и возможностей каждого воспитанника,
• осуществлять координацию и преемственность в работе сотрудников; привлекать родителей к образовательному процессу.
Разработана программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальных возможностей дошкольников старшей группы компенсирующей направленности и обеспечивает их социальную адаптацию.
Эффективность образовательной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Например, при организации образовательной деятельности в области речевого развития прослеживаются приоритеты в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального и физкультурного руководителей.
Основные формы взаимодействия специалистов группы:
• - психолого-педагогические консилиумы (начало, середина, конец учебного года,
• - согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей.
• - семинары и консультации (по плану,
• - оперативное обсуждение возникающих проблем,
• - согласование характеристик воспитанников.
Направления коррекционной работы.
Комплексное обследование уровня сформированности знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, наблюдение за динамикой психического развития ребенка в условиях коррекционной работы; выстраивание психолого-педагогического прогноза.
Развитие познавательной активности, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
• обеспечение полноценного физического развития, оздоровление организма;
• коррекция недостатков в двигательной сфере;
• развитие общей и мелкой моторики;
• формирование чувства ритма;
• создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Целенаправленное формирование высших психических функций:
• развитие сенсорно-перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;
• формирование мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (мыслительной активности, наглядности форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарного умозаключающего мышления);
• развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
• развитие творческих способностей.
Формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов:
• всестороннее развитие предметно-практической деятельности;
• целенаправленное формирование игровой деятельности;
• формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умений программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;
• ориентация на формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере:
• формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
• преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских, отклонений в поведении.
Преодоление недостатков в речевом развитии :
• целенаправленное формирование функций речи;
• особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с ЗПР, формированию механизмов, необходимых для овладения связной речью;
• создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы;
• одной из важнейших задач является формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения.
Формирование коммуникативной деятельности:
• обеспечение полноценных эмоциональных и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;
• формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полноценных межличностных связей.
Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, педагогами осуществляется работа в творческой деятельности, предполагающей изучение специальной научной и методической литературы, готовность к экспериментированию, выбору содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.
Обучение и развитие воспитанников осуществляется по пяти образовательным областям:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Для детей создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая их раскрепощению, укреплению веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Для обогащения социального опыта и гармоничного включения ребенка с ЗПР в коллектив сверстников воспитание и обучение строится на основе активного познания окружающего мира, практического освоения предметной среды. Детей учат творчески использовать умения и проявлять коммуникативные качества в различных видах деятельности.
Занятия с детьми с ЗПР подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.
В процессе работы с детьми с ЗПР для мотивированного усвоения материала используется большой объем наглядных пособий, интерактивные средства обучения, побуждающие познавательный интерес ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена по принципам:
Содержательная насыщенность.
Трансформируемость.
Полифункциональность.
Вариативность.
Доступность.
Безопасность.
Предметно-развивающая среда группы организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Все пространство группы трансформируется в зависимости от образовательных ситуаций, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Созданы условия реализации образовательных областей:
физического развития;
социально-коммуникативного развития;
познавательного развития;
речевого развития;
художественно-эстетического развития.
В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположены:
• информационный блок с данными педагогов, помощника воспитателя и детей;
• уголки для родителей, где помещается необходимая информация, консультации, советы;
• уголки детского творчества;
• стенд «С днем рождения!».
Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров, уголков) :
• «Центр безопасности»
• «Центр экспериментирования»
• «Центр природы»
• «Центр конструирования»
• «Центр социально-коммуникативного развития»
• «Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу».
• «Уголок физического развития»
• «Уголок дежурства»
• «Центр сюжетно-ролевой игры»
• «Центр театрализации и драматизации»
• «Музыкальный уголок»
• «Центр речевого развития»
• «Центр изодеятельности»
Материал, пособия размещены мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу:
- предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, транспорт);
- иллюстрации и копии реальных предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (микроволновка, утюг и другие);
- картинки с изображением частей суток и их последовательности;
- мелкая и крупная геометрическая мозаика;
- наглядно-дидактические пособия (инструменты домашнего мастера, посуда);
- наглядно-тематическое пособие (профессии);
- пособия для составления целого из частей;
- пазлы;
- материалы для развития графических навыков;
- картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов;
- контурные и цветные изображения предметов;
- календарь недели.
В центре созданы условия как для самостоятельной работы, так и для занятий со
взрослыми.
«Центр безопасности»
Материалы и пособия размещены в нескольких местах:
• игры, связанные с тематикой ОБЖ и ПДД;
• иллюстрации с изображением улиц и зданий;
• иллюстрации с изображением опасных ситуаций на дорогах;
• дорожные знаки;
• иллюстрации, изображающие опасные инструменты и опасные ситуации.
Созданы условия как для самостоятельной деятельности, так и для занятий со взрослыми.
«Центр экспериментирования»
Содержание (наличие пособий, материалов, оборудования) :
• земля разного состава: чернозем, песок, глина, камни;
• емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;
• подносы;
• игрушка «Мыльные пузыри», различные трубочки для пускания мыльных пузырей;
• магниты;
• защитная одежда для детей — фартуки.
«Центр природы»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
• библиотека познавательной природоведческой литературы,
• энциклопедии;
• коллекции камней, ракушек, семян;
• комнатные растения;
• муляжи овощей и фруктов;
• календарь погоды;
• календарь природы;
• семена овощей и цветочных растений;
• деревянные спилы дерева;
• иллюстративный альбом «Береги природу» (правила поведения человека в природе;
• Альбом с фотографиями растений и животных.
Пособия обеспечивают максимальный развивающий эффект, побуждает детей к активной
поисковой деятельности.
«Центр конструирования»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
• конструкторы разных размеров;
• фигурки людей, диких и домашних животных для обыгрывания построек;
• объемные формы (бруски, кирпичи, призмы, цилиндр
• тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый);
• транспортные игрушки.
Конструкторы размещаются в открытых коробках или корзинах, что позволяет детям работать как за столом, так и на ковре.
«Центр социально-коммуникативного развития»
• иллюстрации с ярко выраженными эмоциональными состояниями у детей;
• картинки, отражающие сюжеты общения, совместные дела, нежность детей и взрослых;
• «сундучок мастера» для мальчиков, «сумочка модницы» для девочек;
• иллюстрации с изображением заботливого отношения взрослых к детям, животным
«Центр патриотического воспитания»
Наличие пособий, материалов:
• Российский флаг, герб;
• портрет Президента России,
• набор иллюстраций «Геральдика и государственные праздники»;
• набор иллюстраций о подвиге русского народов в Великой Отечественной войне;
• иллюстрированные детские книги о России.
Содержание материалов обновляется в зависимости от календарных изучаемых дат и от
тем, к которым у дошкольников сохраняется интерес.
Уголок «Знакомство с городом, в котором я живу»
Наличие материалов и пособий:
• портрет основателя города Петра 1;
• иллюстрации памятников истории города;
• набор картинок архитектурного и скульптурного убранства города;
• картинки с изображением символики города;
• книги о родном городе.
«Уголок физического развития»
Наличие оборудования, пособий:
• ребристые коврики;
• «дорожка здоровья» (с разными наполнителями);
• мячи надувные;
• шарики пластмассовые;
• обручи,
• кольцеброс.
Центр физического развития располагается вдали от «зоны» малой активности.
«Уголок дежурства»
• стенд с окошками для фотографий дежурных;
• график дежурства;
• фартуки, колпаки, нарукавники;
• картинки правильной сервировки стола
«Центр сюжетно-ролевой игры»
Содержание развивающей предметно-пространственной среды:
• игрушки транспортного вида;
• игрушки, изображающие предмета труда и быта;
• куклы со сгибающимися руками и ногами;
• наборы посуды;
• разграниченные зоны для разнообразных сюжетных игр:
• «кукольный уголок» (куклы пластмассовые, кукла мягконабивная. кукла-младенец, люльки-качалки с постельными принадлежностями, одежда для кукол, стол, стулья, набор овощей и фруктов, набор для уборки помещения);
• «прачечная» (гладильная доска, утюг,
• «больница» (игрушечные фонендоскоп, градусник и др.);
• «парикмахерская»;
• игровые коврики.
Центр игры располагается вблизи от центра конструирования, чтобы иметь возможность
использовать постройки в игре.
«Центр театрализации и драматизации»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
• разные виды театра:
- настольный
- пальчиковый
- би-ба-бо
- шагающий;
• декорации, театральные атрибуты);
• набор иллюстраций к сказкам.
«Центр музыки»
Наличие поборудования:
• игрушки — музыкальные инструменты (клавиатура пианино, погремушки, барабан, бубен, саксофон, треугольник);
• магнитофон;
• в аудиозаписи: детские песенки, колыбельные, записи звуков
• картотека детских песенок, колыбельных, звуков природы (используются во время режимных моментов).
«Центр речевого развития»
• детские книги (народные и литературные сказки, потешки и т. д.)
• произведения русской и зарубежной классики;
• иллюстрации к детским произведениям, игрушки,
• изображающие сказочных персонажей;
• сюжетные картинки;
• книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки
• столики для детей для рассматривания детских книг и иллюстраций.
«Центр изодеятельности»
Наличие пособий, материалов, оборудования:
• альбом с рисунками произведений декоративно-прикладного искусства;
• заготовки для рисования;
• цветные карандаши, гуашь;
• круглые кисточки, подставка для кисточек;
• восковые мелки;
• фломастеры;
• емкости для промывания ворса кистей от краски;
• клей-карандаши;
• альбомы для раскрашивания;
• бумага;
• пластилин, доски для лепки.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его возможностей, интересов, уровня развития.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Литература.
1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал. – М. : Школьная пресса, 2002, 2008.
2. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
3. Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде : программно-методический комплекс / Под ред. Л. Б. Баряевой. – Спб. : КАРО, 2006 – 207 с.
4. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития : Практическое пособие. – М. :АРКТИ, 2002. – 187 с.
5. С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, Г. М. Капустина, И. Н. Волкова. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2003.