Титова Наталья Анатольевна
Создание возможностей для развития свободной игры детей
▼ Скачать + Заказать документы
Создание возможностей для развития свободной игры детей раннего и дошкольного возраста осуществляется педагогами нашего детского сада в соответствии с нормативными документами регламентирующими деятельность воспитателя.
В ФГОС ДО п 3.2.5. 4) зона ближайшего развития каждого ребенка, через: (в том числе)
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Публикация «Создание возможностей для развития свободной игры детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» август 2019
В нашем детском саду ведё тся работа в режиме инновационной деятельности по теме: «Интеллектуально – творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий»,
Первыми результатами данной работы явились:
разработка проекта программы «Играем, фантазируем, развиваемся»….
Профессиональный стандарт одним из трудовых действий педагога дошкольного учреждения, которым он должен владеть в совершенстве является организация различных видов деятельности.
Свободная игра - это игра в собственном смысле этого слова. Каждый здоровый ребёнок, без всяких лишних побуждений со стороны взрослых, играет - либо один, либо включается в игру группы. Свободная игра для ребёнка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа - для взрослого. Суть игры - в свободе. Это значит, что ребёнок сам, без взрослого, вносит в свою игру всё, что видит в окружающем его мире.
В раннем возрасте это в основном действия с предметами, направленные на развитие сенсорного восприятия, элементарного исследования предметов, несложного конструирования, имитации действий по простейшим сюжетам. После слов: «Мишка пьёт горячий чай», педагог показывает, как дует, дети с увлечением повторяют. В самостоятельном обыгрывании сюжета «Уложи куклу спать», дети кладут куклу в кроватку, накрывают одеялом, перестилают постель, накрывая игрушечный матрас простынкой, кладут сверху одеяло, накрывают всю постель покрывалом. В ходе подражания игровым действиям воспитателя в группе, а дома родителя у детей развиваются игровые умения и речь. А развитие речи у ребёнка второго и третьего года жизни направленно в первую очередь на взаимодействие со значимым взрослым. В группе раннего возраста таким значимыми взрослыми для малышей после родителей становятся воспитатели и помощники воспитателей, так как большую часть времени ребёнок раннего возраста, поступивший в детский сад, проводит в детском саду.
Поэтому воспитатели Асташова Е. В. и Семенова Л. В. и помощник воспитателя МБДОУ ДС № 16 организуют такие условия, которые дают детям возможность для развития свободной игры.
С этой целью игрушки в группе находятся в свободном доступе для детей, располагаются на уровни глаз детей, таким образом, что бы обеспечивать игровое время и пространство. Педагоги, показывая как действовать с тем или иным предметом и игрушкой, оставляют за ребёнком право вернуться к понравившейся игрушке, предмету вновь неоднократно в течение дня, недели. (Фото)
Свободная игра - самая привлекательная для детей раннего возраста деятельность. У детей нет большего желания, чем подражать деятельности взрослых.
В ходе наблюдений за детьми, наши педагоги отмечают, и это подтверждают многие исследователи, что самостоятельно лучше играют те дети, в семьях которых уделяется внимание развитию свободной игры. К сожалению, большая часть детей, поступающая в детский сад, овладевают свободными игровыми действиями ближе к концу учебного года.
Именно поэтому большое внимание мы уделяем просвещению родителей в вопросах развития детской игры.
Наличие стендовых материалов в приёмных групп, рассылка ссылок об обновлении информации на сайте детского сада.
В результате, проведённая работа с родителями в данном направлении не прошла даром. Так после проведения семинара – практикума «Развиваемся с пелёнок дома и в детском саду», который подготовили и провели воспитатели: Васильева Т. А., Асташова Е. В. и учитель – логопеда Шинякова Т. В. объяснять необходимость создания развивающей среды для различных игр детей на участке детского сада не пришлось. Так как подробный рассказ о создании развивающей игровой среды дома, практический показ игр, пособий, которые необходимо приобретать домой для развития малышей и можно сделать своими руками, явились «благотворной почвой» для участия родителей в создании развивающей среды на участке детского сада.
Всего лишь несколько фото с идеями и пара сообщений в ватсап и воспитателю группы раннего возраста № 1 Семеновой Л. В. удалось организовать инициативную группу родителей. Уже в первый день после выходных папы перенесли песочницу в более удобное место, обновили её яркими красками, выровняли грунт. Во второй и третий день на кирпичной стене прилегающих к участку гаражей появились весёлые улыбающиеся герои анимационного фильма «Смешарики».
В течение последующих дней сооружали дорожку здоровья, для которой воспитатели давно собирали детали от старого Лего. Старые лесенки от двухъярусных кроваток было решено преобразовать в счёты, для этого спилили реечки, просверлили отверстия, вставили проволоку, на которую нанизали разноцветные пластиковые шары.
Вкапывать шины помогали не только папы, но и бывшие выпускники (Бочинский Эдуард перешёл в 8й класс, создавал условия для игр своих младщих сестрёнок,
Окрасив шины и вкопанные брёвна, получили животных Софари. Пригодился и старый диванчик из кукольного уголка и стульчик, которые дополнили самодельный автомобиль. Старые тазы превратились в семейку божьих коровок. Из пластиковых бутылок «выросла» пальма, теперь дети могут и ходить по дорожке здоровья, и трогать камешки и шишки, самодельные счёты вызывают активный интерес любознательных малышей. На вкопанной дуге появились колокольчики из пластиковых бутылок. Лягушонок для игр с водой. Пара недель активной работы в сонный час и участок групп раннего возраста просто не узнать.
(Фото или видеосюжет с детьми).
Теперь ребятишки могут играть не только в песочнице с выносным материалом, но и пользоваться тем, что помогли сделать родители, «Кататься на автомобиле», «Жирафе», «Зебре», ходить по лесенке, скамеечке, играть в домике, ходить по дорожке здоровья, рисовать на доске, крутить и передвигать шарики и кубики на счётах, любоваться на лягушонка, играть с плавающими игрушками, трогать за шею гуся - лебедя, а за пальму.
Вслед за активными мамами и папами, родителей группы раннего возраста № 1 облагораживать участки стали и родители других групп.
Большую организаторскую работу провели воспитатели:
Терехова Е. В., собрав родителей средней группы.
На участке не только были заменены сидения у качелей, скамеек, но и появился «Супер - автомобиль» из любимого детьми мультфильма «…».
Фото. Видео сюжет как мастерили, раскрашивали.
Дорожка здоровья, с речными гладкими камнями большого размера, по которым дети с удовольствием ходят босиком.
Оригинально были раскрашены и уже имеющиеся на участках домики «День и ночь»
Фото. Воспитатель Васильева Т. А. организовала работу родителей по созданию возможности для развития свободной игры детей группы раннего возраста № 2.
Миронова Л. Р. привлекая к оформлению участков родителей. (Многое было сделано родителями Мироновой Л. Н. еще в 2017году)
(Фотографии, или видеосюжет).
Вышедшие из отпусков воспитатели Бувалина Е. В., Пустынцева Е. В., Митрофанова Е. С. продолжили работу по созданию условий для свободной игровой деятельности на участке.
Обсуждая творческие идеи по изменению игрового пространства на имеющихся свободных пространствах всей территории участка, а не только прогулочных участков, педагоги проявили находчивость и смекалку.
В ход пошли подручные средства, оставшиеся дома после ремонта пластиковые трубы превратились в мини – центр «Капитошка» для самостоятельного экспериментирования детей с водой, теперь дети имеют представление об удивительном явлении «Круговорот воды в природе».
(Фото как создавали, как дети экспериментируют.) (Добавить описание)
В дошкольном детстве Подражание в игре взрослой работе (приготовление пищи, ухаживание за ребёнком, лечение больного, продажа продуктов в магазине и другое) способствуют появлению у детей качеств, которые позднее на самом деле понадобятся им в их взрослой жизни. Воспитатели при проведении игр не меняют и не переделывают ребёнка, не учат его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность "прожить в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого".
Поэтому дорожная разметка существует на нашей спортивной площадке многие годы, ежегодно обновляется
Игры по ПДД проводятся на ней систематически
Дети катаются на самокатах не только с целью оздоровления, а с соблюдением правил дорожного движения, пропуская пешеходов переходящих проезжую часть дороге по зебре.
Игры по ОБЖ
Наш педагогический коллектив осознаёт, что целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не "коллективная проработка знаний", а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную детскую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействия со сверстниками в небольших игровых объединениях.
(Слайд с фотографиями детей раннего возраста…сами берут игрушки, сами играют).
Именно поэтому важна не только развивающая среда в групповых помещения.
Преображая островок «Игротеки», который задуман как центр интеллектуальных игр для детей среднего и старшего возраста мы решили создать там поля для игры в шашки, крестики нолики, а в будущем и в шахматы.
Митрофанова Е. С. разлиновала поле для игры в шашки и шахматы все вместе его раскрашивали.
Сотрудничество с ЦДТ педагогом дополнительного образования Онищенко К. Д. проводится ежегодно с детьми подготовительной группы.
В каждой группе есть шахматные доски и шахматы, шашки
Так появилась еще одна возможность для развития свободной игры детей.
(Фрагмент видео)
Организованные педагогами дошкольных групп встречи с родителями младшей, средней, старшей и подготовительной группы способствовали более успешному вовлечению их в создание развивающих. Где родителям была представлена возможность, познакомится с условиями, созданными для детей в группе, и результатами, достигнутыми детьми в развитии, в том числе и игровых умений за учебный год.
Таким образом, при развёртывании игры дети используют как неоформленный материал, так и специально изготовленный самими детьми и их родителями для определённой сюжетно-ролевой, интеллектуальной, подвижной игры. В нашем детском саду организовано предметно-игровое пространство, для разнообразных игр детей, что способствует развитию творчества, интеллекта, освоению детьми разных социальных ролей, развитию социальных способностей в целом, овладению поведением. Естественным путём совершенствуется речь детей, при этом младшие дети легко увеличивают свой словарный запас, общаясь с детьми старшего дошкольного возраста, так на одном участке гуляют две группы разного возраста, а на спортивно- физкультурной площадке взаимодействуют все группы дошкольного возраста.