Лучший педагог года

Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики

Татьяна Королева
Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяются эмоции фундаментальные (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и производные (комплексные). Например, тревожность, сочетающая и страх и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Публикация «Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики» размещена в разделах

Люди различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью (связано с темпераментом) и устойчивостью. Эмоциональная сфера человека развивается на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство-особый в этом отношении период. Это время-когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает запоминание. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. Ребенок должен понимать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Необходимо научить детей различать эмоции и возможность управлять ими. Выполнению этих задач в большей степени соответствуют приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга. Проводя занятия с использованием этих приемов, необходимо решать следующие задачи: 1) преодоление барьеров в общении; 2) развитие лучшего понимания себя и других; 3) снятие психического напряжения; 4) создание возможностей для самовыражения. Также существуют общие требования к организации таких занятий. Они проводятся в форме игр-драматизаций, персонажами игр являются сами дети, элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы на развитие и формирование эмоциональной сферы и познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления). Каждое упражнение включает в деятельность воображение (мысли, образы, эмоции и движения ребенка.

Структура занятия состоит из трех блоков:

1) Общая разминка. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для этого выполняется несколько упражнений-игр на внимание (разнообразных по форме и характеру). Объекты внимания самые разнообразные: звуки, голоса, эмоции, контакты. Например, «Кто к тебе присоединился?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?», в конце предлагается подвижная игра. Также в первой части заключается также сюжетная линия занятия.

2) Основная часть:

а) мимические и пантомимические этюды. Их цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного психического удовольствия и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и т. д.). Знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, той или иной походкой.

б) этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, целью которых является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и др., их моральная оценка. В этой фазе с детьми проигрываются модели поведения персонажей с разными чертами характера. Внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

в) этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу (используются мимические и пантомимические способности детей для воплощения в заданный образ). Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка.

3) Заключительная часть.

Сюда включена психомышечная тренировка с целью снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, поведения и черт характера. Проводится под музыку соответствующего характера (медленная, плавная, минорная). Результатом является психофизический покой, восстанавливающий силы ребенка. Также можно провести рисование, обучающее детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит усиление влияния на ребенка той и другой деятельности, что ведет к улучшению его общения со сверстниками.

Также можно использовать танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее и свободнее он себя ощущает. Для их устранения проводятся упражнения, развивающие пластику, гибкость, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение («Сочини свой танец», «Подари движение», «Джаз тела», «Походка и настроение» и др.) под музыку разных темпов.

Таким образом, детям, прошедшим курс занятий с использованием элементов психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления.

Список использованной литературы.

1) А. И. Захаров «Детские неврозы»;

2) М. И. Чистякова «Психогимнастика»

3) Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

4) М. Е. Бурдо «Терапия творческим самовыражением»

5) Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»

Публикации по теме:

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая) Применение ИКТ на занятиях усиливает : - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. А также.

Конспект НОД «Встреча на полянке обиды» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Встреча на полянке обиды»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Встреча на полянке обиды».

Конспект НОД «Полянка Зависти» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Полянка Зависти»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: «Полянка зависти» Задачи: создавать.

Конспект НОД «Это не твоя вина» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Тема: «Это не твоя вина» Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоции вины и стыда. Пополнять активный словарь. Оборудование:.

Конспект НОД «Злючка» по развитию эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Цель: создавать условия для формирования умения передавать эмоцию злости. Формировать умение сравнивать эмоции на фотографии и на картинке.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использования ИКТ (окончание) 1 часть 2 часть Конструирование мультимедийной презентации. У педагога, только приступающего к использованию презентаций на занятии или.

Подборка дидактических игр для развития эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Игровая деятельность предоставляет особые возможности для изучения и перестройки эмоциональной сферы детей. В частности дидактическая игра.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики
Опубликовано: 25 августа 2020 в 21:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД