Татьяна Королева
Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяются эмоции фундаментальные (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина) и производные (комплексные). Например, тревожность, сочетающая и страх и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
Публикация «Обеспечение личностного развития и эмоционального благополучия ребенка с использованием элементов психогимнастики» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Люди различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего, эмоциональной впечатлительностью (связано с темпераментом) и устойчивостью. Эмоциональная сфера человека развивается на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство-особый в этом отношении период. Это время-когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память и мышление. Хорошее настроение улучшает запоминание. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. Ребенок должен понимать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Необходимо научить детей различать эмоции и возможность управлять ими. Выполнению этих задач в большей степени соответствуют приемы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого и актерского тренингов, аутотренинга. Проводя занятия с использованием этих приемов, необходимо решать следующие задачи: 1) преодоление барьеров в общении; 2) развитие лучшего понимания себя и других; 3) снятие психического напряжения; 4) создание возможностей для самовыражения. Также существуют общие требования к организации таких занятий. Они проводятся в форме игр-драматизаций, персонажами игр являются сами дети, элементами игр являются специальные упражнения, объединенные в группы на развитие и формирование эмоциональной сферы и познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления). Каждое упражнение включает в деятельность воображение (мысли, образы, эмоции и движения ребенка.
Структура занятия состоит из трех блоков:
1) Общая разминка. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для этого выполняется несколько упражнений-игр на внимание (разнообразных по форме и характеру). Объекты внимания самые разнообразные: звуки, голоса, эмоции, контакты. Например, «Кто к тебе присоединился?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Кто самый веселый, грустный, шумный?», в конце предлагается подвижная игра. Также в первой части заключается также сюжетная линия занятия.
2) Основная часть:
а) мимические и пантомимические этюды. Их цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного психического удовольствия и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и т. д.). Знакомство детей с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, той или иной походкой.
б) этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций, целью которых является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и др., их моральная оценка. В этой фазе с детьми проигрываются модели поведения персонажей с разными чертами характера. Внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
в) этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу (используются мимические и пантомимические способности детей для воплощения в заданный образ). Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка.
3) Заключительная часть.
Сюда включена психомышечная тренировка с целью снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, поведения и черт характера. Проводится под музыку соответствующего характера (медленная, плавная, минорная). Результатом является психофизический покой, восстанавливающий силы ребенка. Также можно провести рисование, обучающее детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. При чередовании изобразительной деятельности с играми, тренирующими выразительные движения, происходит усиление влияния на ребенка той и другой деятельности, что ведет к улучшению его общения со сверстниками.
Также можно использовать танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее и свободнее он себя ощущает. Для их устранения проводятся упражнения, развивающие пластику, гибкость, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение («Сочини свой танец», «Подари движение», «Джаз тела», «Походка и настроение» и др.) под музыку разных темпов.
Таким образом, детям, прошедшим курс занятий с использованием элементов психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, смелость, доброта и т. п., изживаются невротические проявления.
Список использованной литературы.
1) А. И. Захаров «Детские неврозы»;
2) М. И. Чистякова «Психогимнастика»
3) Н. Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»
4) М. Е. Бурдо «Терапия творческим самовыражением»
5) Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность»