Ольга Березкина
Роль проектной деятельности в развитии художественно-творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народными росписями через проектную деятельность
Развитие способностей и творческого потенциала дошкольника – основная задача ФГОС ДО. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Л. С. Выготский отмечал, «Художественное творчество необходимо ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи внутреннего мира».
Публикация «Роль проектной деятельности в развитии художественно-творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных жизненных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом. Психолог Б. Ф. Ломов утверждает, что «каждый человек обладает в той или иной мере «творческим потенциалом», поскольку без творчества, хотя бы элементарного, человек не может решить жизненные задачи, то есть попросту прожить.».
Знакомство детей дошкольного возраста с художественно-выразительными средствами поможет решить задачи художественно-эстетического развития, развития творческого потенциала, познавательного интереса. Поэтому, именно в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку максимум возможностей для реализации своего потенциала.
Ранее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – это залог будущих успехов. Декоративно-прикладное искусство – это одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планировала в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы «Детство» под редакцией Логиновой В. И., Бабаевой Т. И. Авторы программы, рекомендуют уделять серьезное внимание приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей страны.
Проектная деятельность является одним из средств социального и творческого развития всех участников образовательного процесса и предполагает сотрудничество детей, педагогов ДОУ, родителей и других членов семьи. Мной были разработаны и реализованы в МБДОУ д/с № 51 г. Арзамаса в подготовительной группе, познавательно-информационные, творческие проекты : «Русские матрешки», «Узоры Северной Двины», «Волшебный мир Жостова» .
Учитывая возрастные особенности дошкольников, я поставила основные задачи по работе:
1. Создать благоприятные условия для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
2. Способствовать формированию представлений о художественно-выразительных средствах народных росписей: полохов-майданской росписи, северодвинской росписи, жостовской росписи через проектную деятельность.
3. Развивать и совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения в процессе ознакомления с народными росписями через проектную деятельность.
4. Поддерживать инициативу и самостоятельность, активизировать творческое проявление личности детей в разных видах деятельности.
5. Способствовать развитию педагогической компетенции родителей в вопросах развития художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с народными росписями через проектную деятельность.
Для реализации выше поставленных задач, была организованна предметно-развивающая среда группы, где учитывались принципы ФГОС ДО. Мной были разработаны и созданы дидактические пособия и игры: многоразовые тренажеры «Укрась матрешку», «Узоры Северной Двины», «Продолжи орнамент», лэпбук «Узоры Северной Двины», мнемодорожка «Как создать жостовский поднос», мнемотаблица «Составление описательного рассказа по жостовской росписи». Создание интерактивных игр: «Собери жостовский понос», «Собери цветок».
Одно из развивающих пособий, которые можно сделать своими руками - тематический альбом, дополняющий представления о художественно-выразительных средствах народных росписей. Мной были изготовлены альбомы: «Русская матрешка», «Элементы пермогороской росписи», «Пермогорская роспись».
Приобщению детей к эстетике декоративно-прикладного искусства помогают папки-передвижки, которые были разработаны при взаимодействии с родителями: «Приобщение к истокам русской народной культуры», «Как рассказать детям о мастерстве народных умельцев», «О чем рассказывают сюжеты пермогорской росписи», «Русская матрешка – душа России», «Как рождается жостовская роспись».
Сегодня много информационных методов и приемов развития, один из таких методов – презентация, ребенку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, так как здесь работают два анализатора: слуховой и зрительный, что ведет к лучшему усвоению информации. Для реализации проекта были подготовлены следующие презентации: «Узоры пермогорской росписи», «Рисуем жостовский цветок», «Русские матрешки».
Для систематизации и обобщения материала были созданы: картотека «Народные игры»; буклеты - «Волшебство Жостова», «Русская матрешка», «Узоры Северной Двины»; информационные листы - «Русский север – культура и традиции», «Яркие краски Севера», «Рисуем жостоский цветок», «Народная игрушка – русская матрешка», «Жостовский букет».
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательной деятельности вряд ли возможно. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть с разных позиций, и помочь в развитии. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать методическую помощь. Для родителей были проведены мастер-классы: «Чудо-писанки» (по мотивам пермогорской росписи, «Жостовский букет». Информирование происходит на родительских собраниях, индивидуальных беседах, а так же через информационные стенды.
В настоящее время ребенок рано попадает в активную разнообразную медиа-среду. Одним из первых представителей медиа-пространства для дошкольников являются мультфильмы. Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действиями психологических механизмов: внушение, заражение и подражание, формирующие первичные сложно объяснимые представления, но которые можно представить в форме мультфильма. За период реализации проекта была пополнена фонотека мультфильмами и короткометражными фильмами: «Как рождается жостовская роспись», «Жостовская фабрика декоративной росписи», мультфильм серии «Шишкин лес» серия 109 «Жоствский поднос», «Роспись жостовских подносов», «Северная Двина», «Пермогорская роспись», мультфильм «Гора самоцветов. Налим Малиныч», «Секрет матрешки», «Жили-были матрешки».
Используя в работе выше перечисленные методы, формы, технологии была достигнута цель - включение дошкольников в проектную деятельность по ознакомлению с художественно-выразительными средствами народных росписей будет способствовать эффективному развитию художественных способностей и творческого потенциала дошкольников.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что у дошкольников вырос интерес к декоративно-прикладному искусству, дети эмоционально реагируют на предметы народного искусства. Большинство детей участвующих в проекте имеют сформированные представления о характерных элементах разных народных промыслов, различают разные виды росписи среди других росписей, владеют навыками выполнения элементов росписи, используют элементы в самостоятельной творческой деятельности, придумывают композиции, дополняют свои работы элементами пермогорской, росписи русских матрешек, северодвинской росписи, жостовской росписи. Дети свободно пользуются не только кистью, но и нетрадиционными способами создания узоров, умеют выделять элементы узоров, сочетания цветов, колорит.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
3. Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество : -Метод. пособие для воспитателей. / А. А. Грибовская. - М. :Просвещение. 2004. – 152 с.
4. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / - М. : Академия. 1999. – 254 с.
5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. —СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.
6. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества : Пособие для воспитателя детского сада. / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение. -1995. 195с.
7. Леонова Т. Н. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка. :учебно-методическое пособие. _Спб. ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2015. - 192 с.
8. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет авт-сост. В. Н. Косарева. - Изд. 2е, перераб. _ Волгоград: Учитель. 2014. - 159 с.
9. Шайдурова Н. В. Диагностика художественно-творческого развития детей дошкольного возраста : Учебное пособие для студ. пед. факультета. - Барнаул: БГПУ, 2005. - 193 с.