МААМ-картинки

Трудовое техническое обучение детей дошкольного возраста. Опыт работы

Кондратьева Раиса
Трудовое техническое обучение детей дошкольного возраста. Опыт работы

В 2021 году мы приняли участие в муниципальном конкурсе «Трудовое техническое обучение детей дошкольного возраста» с новым проектом «Растим будущих инженеров». Подробнее расскажу о нашем проекте, первых шагах, первых проблемах, первом опыте.

Общая цель нашего проекта: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО

Сегодня особенно актуальна подготовка детей дошкольного возраста к изучению основ технических наук. Содержание технического направления в нашем детском саду ограничивалось в большей степени конструированием и математикой. Мы поняли необходимость системного подхода к реализации политехнического направления, ведение в основную общеобразовательную программу детского сада изучение основ технических наук в комплексе и системе.

В связи с этим педагогическим коллективом было принято решение о совершенствовании условий для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок готовности к изучению технических наук. Нашими педагогами изучен опыт работы дошкольных образовательных организаций разных регионов РФ.

В соответствии с нашими потребностями мы выбрали парциальную образовательную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» - Волосовец Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева Т. В.

Чем понравилась нам эта программа?

- Образовательная программа предусматривает изучение основ технических наук в комплексе, в системе.

- Программа подходит под наши потребности. (Цель, задачи)

- Обеспечивает возможность преемственности на всех этапах обучения.

-.Интересным нам показался подход использования классификатора технических наук для формирования тематического планирования, где темы модифицированы относительно дошкольного возраста. Всего в программе 17 блоков, которые легко вписываются в традиционные темы любых образовательных программ дошкольного образования:

- Технология организации каждого занятия проходит по следующим этапам:

1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.

2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях. Заносим в инженерную книгу схемы, рисунки по теме.

3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.

4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.

5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т. д.

6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.

7. Инженерная книга ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.

8. Открытый конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе

9. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.

10. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности, как доказательство своей состоятельости.

11. Конечные продукты деятельности могут образовывать коллекцию, выставку, большое панно.

- Специальная техносреда, позволяющая объединить два важных принципа творческой деятельности: «От простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».

Созданию техносреды в программе уделяется большое значение. Авторами программы рекомендуется полный набор игрового оборудования. Техносреда наполняется: игровым набором «Дары Фрёбеля», разнообразными конструкторами, робототехникой.

Фридрих Фрёбель придумал первый «конструктор», названный «Дары Фрёбеля». Специально разработанный предметный материал, представляющий 14 модулей для каждого возраста. Игровой набор позволяет развивать самостоятельность и инициативность, творческую деятельность дошкольников, создать эмоциональное единение взрослого и ребенка.

Деятельность с конструкторами: создает условия для формирования способности к волевым усилиям, направленным на достижение результата.

Закладывает основы трудолюбия

Обеспечивает развитие воображения, образного мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире.

Развивает способности к планированию, творческой активности

Обучающие функции робототехники состоят в том, что дошкольники приобретают современные политехнические представления и умения.

Овладевают предпосылками технических и технологических компетенций, активное развитие познавательных процессов, и что очень важно формируют умение работать в команде.

В нашем детскому саду создан Центр технического творчества и конструирования, где мы несколько лет собирали разнообразные виды конструкторов от простых деревянных, настольных и напольных строителей до современных образовательных конструкторов..); расходными материалами. Поэтому техносреду мы создавали на основе уже имеющегося оборудования. В парциальную программу успешно вписались используемые нами технологии образовательной робототехники на базе конструкторов: «LEGOEducationWeDo» и WeDo2.0»

На сегоднящний день у нас есть полный рекомендованный набор.

Еще одной основной задачей была необходимость развивать компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста. Знакомясь с программой мы изучали материалы Института образовательных технологий города Самары, я прошла КПК «Особенности реализации образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Трудности возникли у педагогов в том, что надо было освоить много конструкторов разной степени сложности.

Программа «От Фребеля до робота» имеет полный пакет методического сопровождения образовательной деятельности, педагогам нужно обучиться использованию этих идей, уникальных методических продуктов, чтобы получить результаты, которые обозначены в ФГОС ДО. Мы поняли, что педагогам требуется курсовая подготовка, и разработали план мероприятий по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области технического творчества:

- курсы повышения квалификации

- семинары-практикумы

- консультации

- практические занятия по освоению новых конструкторов.

Интересной находкой было привлечение детей и педагогов к совместной сборке нового конструктора «Полидрон. СуперГигант 3» и «Гигантские шестеренки».

В настоящий момент мы начали занятия с конструктором «Дары Фребеля».

Материалы Фребеля помогают детям воспринять абстрактные математические концепции, манипулируя с конкретными геометрическими фигурами. Материалы способствуют развитию умений: классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять по образцу, составлять логические цепочки, прикидывать, выполнять простейшие математические действия (сложение и вычитание). Работая с материалами Фребеля педагог направляет, облегчает и стимулирует процесс познания, планирует и создает безопасную обстановку в группе. Играть можно сразу с несколькими комплектами или их частями.

Мы изучили Методические рекомендации Ю. В. Карповой, В. В. Кожевниковой, А. В. Соколовой по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО, составили план работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в конструктивной деятельности с детьми 2 до 7 лет. Данный материал успешно интегрируется в различных образовательных областях: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»; как в непосредственной образовательной деятельности так и в свободной деятельности.

«Дары Фребеля» это конструктор, способствующий развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы. Именно с его использования началась реализация нашего проекта и вхождение в программу «От Фребеля до робота».

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Трудовое техническое обучение детей дошкольного возраста. Опыт работы
Опубликовано: 30 сентября 2024 в 15:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое техническое обучение детей дошкольного возраста. Опыт работы» (включая файлы) размещена пользователем Кондратьева Раиса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД