ольга хрусталёва
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина – это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха, деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.
Малая Родина! У каждого она своя, это — то родное место, которое определяет многое, если не сказать все!
В настоящее время остро встает вопрос о воспитании нравственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание ребенка в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. В программе дошкольного образования перед педагогами стоят следующие задачи: 1. Воспитание чувства любви к Родине, родному краю, своему городу, уважение к традициям и обычаям предков:
2. Расширение представления детей об окружающей действительности, знакомство с прошлым и настоящим родного края; Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине. Дошкольные образовательные организации должны перейти на новый уровень взаимодействия с социумом, разнообразить формы педагогической работы, выйти за пределы своей организации и стать открытой системой.
Социальное окружение в образовании создает новые возможности для улучшения его качества, создания единого воспитательного образовательного и культурного пространства (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Взаимодействие с социумом – неотъемлемая часть развивающей среды в формировании целостного жизненного опыта ребенка. Следовательно, необходимо расширять образовательную среду через сотрудничество с семьями воспитанников, общественными организациями (музеи города, библиотеки, дома творчества, ведь в новых условиях социальное партнерство – значимая форма педагогической работы. Важно единство образовательного пространства ДОУ, семьи и социума.
Направленность ФГОС ДО на включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей. В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои традиции, быт, история, достопримечательности. Памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка. Педагог строит образовательную среду в соответствии с местными условиями. Продумывает, что можно показать в ближайшем окружении и о чем рассказать детям, выделив самое характерное для данного города и края. На значение окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики А. С. Макаренко. В. А. Сухомлинский и К. Д. Ушинский и др. Великий воспитатель и педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти навсегда сохранились образы, в которых воплощается Родина. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. На начальном этапе для детей в нашем детском саду в каждой возрастной группе создаётся определённая предметно-развивающая среда. В младшем возрасте детям еще трудно себе представить, что такое малая родина. К жизни своего региона малыши приобщаются во время праздников, или каких – либо общественных событий. Воспитатели обращают внимание детей, например, на празднично украшенные улицы, оформление группы к праздникам. С малышами проводятся различные тематические беседы, например, «Где они были с родителями», «Что видели». Параллельно педагог организует работу в книжном уголке, куда помещается наглядный материал о достопримечательностях родного города, края.
В старшем дошкольном возрасте содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, краем, но и чувство уважения к своим землякам. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, художниками и писателями которые в разные времена жили и работали в нашем городе. Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свой город, и родной край еще краше и богаче. Информация, которую дети получают во время занятий, экскурсий и целевых прогулок закрепляются в беседах с детьми: «Где родился, там и пригодился», «Моя Малая Родина – г. Пикалёво» и др.
Наш детский сад давно и успешно сотрудничает с Краеведческим музеем города Пикалёво. Сотрудники музея проводят для старших дошкольников тематические занятия, экскурсии, по ознакомлению детей с историей. Также воспитанники ДОУ частые гости городской детской и взрослой библиотеки. Сотрудники библиотеки регулярно проводят для дошкольников различные тематические мероприятия по знакомству детей с творчеством писателей нашего региона.
Особое место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников занимает тема Великой Отечественной войны. Каждый год, в мае в дошкольном учреждении проходят торжественные мероприятия, на которые приглашаются ветераны ВОВ – это старшее поколение наших воспитанников. По окончанию мероприятий педагоги со старшими дошкольниками и их родителями возлагают цветы к мемориалу «Вечный Огонь». Данная работа помогает сохранить традиции преемственности и связи поколений. В результате работы педагогов ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию : у детей расширились знания о достопримечательностях, истории, современности родного города и края; расширились представления об окружающем мире и действительности; дети умеют в продуктивной творческой деятельности – рисунках, аппликации, совместных коллективных работах выражать свои знания и впечатления о родном крае. Но самым главным результатом нашей работы, по данному направлению, мы считаем, что наши воспитанники поняли и прочувствовали, что они маленькие жители своего города – своей Малой Родины с историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного города.