МААМ-картинки

Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников

Черноусова Юлия Юрьевна
Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ КАК ОСНОВА

ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Одной из важнейших задач экологического воспитания является формирование у детей собственных убеждений о необходимости бережного отношения к природе, сформировать понимание, что человек — часть природы, его жизнь, здоровье зависит от состояния окружающей среды, а следовательно, надо беречь «здоровье» окружающей природы, чтобы сохранить свое здоровье [1, с. 76].

Публикация «Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников» размещена в разделах

Ещё Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» [1, с. 75].

Дети всегда и везде соприкасаются с природой родного края. Плывущие облака, ручейки, зелёный лес, луг, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, — всё это привлекает внимание детей, радует их, вызывает удивление, даёт богатую пишу для их развития.

Ознакомление детей с окружающим миром и природой своего родного края происходит через совместную деятельность с использованием целевых прогулок по территории детского сада и близлежащим окрестностям.

Возможность чувственного познания, обогащение впечатлениями, накопление конкретных сведений о растениях и животных родного края эффективнее осуществлять непосредственно методом наблюдения.

Наблюдение — это сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального; у детей образуются конкретные представления, развиваются психические процессы: восприятие, мышление, речь, воспитываются чувство прекрасного. [2, с. 47]

Правильно организованные наблюдения приучают ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению представлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребенку использовать их в практической и познавательной деятельности.

B ходе наблюдений необходимо : привлекать внимание малышей к изменениям в природе, любоваться красотой природы, знакомить с растениями родного края, обращать их внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, листьев). знакомить с правилами поведения в природе (лес, луг, водоём, давать запрещающим правилам альтернативу («Нельзя ловить бабочек, но можно любоваться ими», способствовать выработки привычки — следовать этим правилам в повседневной деятельности [5, с. 44].

Наблюдение позволяет установить взаимосвязь между растениями, животными и явлениями природы (например, лес — это сообщество растений древесных, травянистых, грибов, птиц, насекомых, зверей в условиях определённой среды обитания).

Наблюдения в младшей группе вызывают эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к рассматриваемому объекту, желание общаться с ним, обращать внимание детей на то, что к живым существам нужно относиться бережно, полученный опыт дети переносят в разные виды детской деятельности и игру.

Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии рассматриваемого объекта (кто это, его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки) и внешнем виде (основные части тела, покров, цвет, размер. Задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши слоника длинные или короткие?»

Ребятам необходимо связать новое с тем, что они уже знают [3, с. 18].

Живой объект вызывает у детей большой интерес и эмоциональную активность, внимание детей в процессе наблюдения сосредоточено на животном, растении, природном явлении. B последующей деятельности с детьми можно использовать иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор, в которых ярко, эмоционально отражены характерные особенности животных и птиц. [4, с. 107]

Для активизации интереса детей вместе с наблюдением за реальным объектом можно использовать видеофрагменты и виртуальные экскурсии в зоосад, заповедник; с просмотром видеофрагментов о жизни леса, болота, озера, пустыни, животных крайнего севера, жарких стран и средней полосы, обитателей морских глубин, а также о жизни домашних птиц и животных.

Далее рассматривать иллюстрации с изображением животного с детенышами, его жилища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, подобрать ласковые слова, послушать про него песенку, придумать рассказ, сконструировать домик. Это придает совместной деятельности завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном, птице.

Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею. Для осуществления этой задачи использовать приёмы любования природой, минуты наслаждения тишиной, наблюдения, слушание музыки, рассматривание произведений искусства, прослушивание аудиозаписей и т. д. [1, с. 76]

Без интереса родителей к вопросам экологии не будет интереса детей, поэтому необходимо взаимодополняющее партнерство и творческое взаимодействие взрослых и детей: экологические акции, походы, экскурсии, фотовыставки, тематические выставки из природного и бросового материала, папка-копилка с рецептами лечебных напитков, «бабушкины советы», творческие групповые проекты.

Формируя у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о разнообразной деятельности и её продуктах, чувствовать прекрасное, тем самым мы помогаем ребёнку строить свой безопасный жизненный мир.

Литература

1. Актуальные проблемы предшкольной подготовки в условиях гуманизации образовательного процесса. B 3 ч. Ч. 2. Повышение качества дошкольного образования как обязательное требование предшкольной подготовки: материалы межрегио-нальной научно-практической конференции/ Под наyч. ред. Л. А Обуховой. — Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011. —93 c.

Верeтенникова, C. А. Ознакомление дошкольников c природой 002F

1. C. А. Вере-тенникова. — 3-e изд., перераб. и доп. — M. : Просвещение, 1980. — 272 c., ил.

2. Золотова, E. И. Знакомим дошкольников c миром животных : Кв. для воспи - тателя дет. сада! Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-e изд., перераб. — M. : Просвещение, 1988. —159 c. : ил.

3. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» /авт. -сост. B. Ю. Белькович, H. B. Гребёнкина, И. А. Кильдешева. -2-e изд. -M. : ООО «Русское слово-учебник», 2о17. — 528 c.

4. Смирнова, E. O. Комплексная образовательнaя программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / E. O. Смирнова, Л. Н. Галигyзова, C. Ю. Мещерякова. —М. : ООО «Русское слово-учебник», 2о15. — 168 c.

5. Черноусова Юлия Юрьевна —воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад, № 194».

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края»Фотоотчет об экологической экскурсии «Заповедные места родного края» Уважаемые коллеги! Приглашаю вас на экскурсию по заповедным местам моего родного края. Карасукский район, самый южный район, Нашей области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников
Опубликовано: 18 июня 2021 в 10:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Черноусова Юлия Юрьевна (УИ 411094) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД