Черноусова Юлия Юрьевна
Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ КАК ОСНОВА
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Одной из важнейших задач экологического воспитания является формирование у детей собственных убеждений о необходимости бережного отношения к природе, сформировать понимание, что человек — часть природы, его жизнь, здоровье зависит от состояния окружающей среды, а следовательно, надо беречь «здоровье» окружающей природы, чтобы сохранить свое здоровье [1, с. 76].
Публикация «Наблюдение за природой родного края как основа формирования экологической культуры младших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ещё Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» [1, с. 75].
Дети всегда и везде соприкасаются с природой родного края. Плывущие облака, ручейки, зелёный лес, луг, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, — всё это привлекает внимание детей, радует их, вызывает удивление, даёт богатую пишу для их развития.
Ознакомление детей с окружающим миром и природой своего родного края происходит через совместную деятельность с использованием целевых прогулок по территории детского сада и близлежащим окрестностям.
Возможность чувственного познания, обогащение впечатлениями, накопление конкретных сведений о растениях и животных родного края эффективнее осуществлять непосредственно методом наблюдения.
Наблюдение — это сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального; у детей образуются конкретные представления, развиваются психические процессы: восприятие, мышление, речь, воспитываются чувство прекрасного. [2, с. 47]
Правильно организованные наблюдения приучают ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению представлений. Чем конкретнее, ярче представления, тем легче ребенку использовать их в практической и познавательной деятельности.
B ходе наблюдений необходимо : привлекать внимание малышей к изменениям в природе, любоваться красотой природы, знакомить с растениями родного края, обращать их внимание на разнообразные природные звуки (пение птиц, шум ветра, шелест листьев) и запахи (цветов, листьев). знакомить с правилами поведения в природе (лес, луг, водоём, давать запрещающим правилам альтернативу («Нельзя ловить бабочек, но можно любоваться ими», способствовать выработки привычки — следовать этим правилам в повседневной деятельности [5, с. 44].
Наблюдение позволяет установить взаимосвязь между растениями, животными и явлениями природы (например, лес — это сообщество растений древесных, травянистых, грибов, птиц, насекомых, зверей в условиях определённой среды обитания).
Наблюдения в младшей группе вызывают эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к рассматриваемому объекту, желание общаться с ним, обращать внимание детей на то, что к живым существам нужно относиться бережно, полученный опыт дети переносят в разные виды детской деятельности и игру.
Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии рассматриваемого объекта (кто это, его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки) и внешнем виде (основные части тела, покров, цвет, размер. Задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши слоника длинные или короткие?»
Ребятам необходимо связать новое с тем, что они уже знают [3, с. 18].
Живой объект вызывает у детей большой интерес и эмоциональную активность, внимание детей в процессе наблюдения сосредоточено на животном, растении, природном явлении. B последующей деятельности с детьми можно использовать иллюстративный материал, художественную литературу, фольклор, в которых ярко, эмоционально отражены характерные особенности животных и птиц. [4, с. 107]
Для активизации интереса детей вместе с наблюдением за реальным объектом можно использовать видеофрагменты и виртуальные экскурсии в зоосад, заповедник; с просмотром видеофрагментов о жизни леса, болота, озера, пустыни, животных крайнего севера, жарких стран и средней полосы, обитателей морских глубин, а также о жизни домашних птиц и животных.
Далее рассматривать иллюстрации с изображением животного с детенышами, его жилища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, подобрать ласковые слова, послушать про него песенку, придумать рассказ, сконструировать домик. Это придает совместной деятельности завершенность и вместе с тем нацеливает на продолжение разговора о наблюдаемом животном, птице.
Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею. Для осуществления этой задачи использовать приёмы любования природой, минуты наслаждения тишиной, наблюдения, слушание музыки, рассматривание произведений искусства, прослушивание аудиозаписей и т. д. [1, с. 76]
Без интереса родителей к вопросам экологии не будет интереса детей, поэтому необходимо взаимодополняющее партнерство и творческое взаимодействие взрослых и детей: экологические акции, походы, экскурсии, фотовыставки, тематические выставки из природного и бросового материала, папка-копилка с рецептами лечебных напитков, «бабушкины советы», творческие групповые проекты.
Формируя у ребенка представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о разнообразной деятельности и её продуктах, чувствовать прекрасное, тем самым мы помогаем ребёнку строить свой безопасный жизненный мир.
Литература
1. Актуальные проблемы предшкольной подготовки в условиях гуманизации образовательного процесса. B 3 ч. Ч. 2. Повышение качества дошкольного образования как обязательное требование предшкольной подготовки: материалы межрегио-нальной научно-практической конференции/ Под наyч. ред. Л. А Обуховой. — Воронеж, ВОИПКиПРО, 2011. —93 c.
Верeтенникова, C. А. Ознакомление дошкольников c природой 002F
1. C. А. Вере-тенникова. — 3-e изд., перераб. и доп. — M. : Просвещение, 1980. — 272 c., ил.
2. Золотова, E. И. Знакомим дошкольников c миром животных : Кв. для воспи - тателя дет. сада! Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — 2-e изд., перераб. — M. : Просвещение, 1988. —159 c. : ил.
3. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» /авт. -сост. B. Ю. Белькович, H. B. Гребёнкина, И. А. Кильдешева. -2-e изд. -M. : ООО «Русское слово-учебник», 2о17. — 528 c.
4. Смирнова, E. O. Комплексная образовательнaя программа для детей раннего возраста «Первые шаги» / E. O. Смирнова, Л. Н. Галигyзова, C. Ю. Мещерякова. —М. : ООО «Русское слово-учебник», 2о15. — 168 c.
5. Черноусова Юлия Юрьевна —воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад, № 194».