Алена Левашова
Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста»
Воспитатель :Левашова Алена Николаевна
Экологическое воспитание зародилось очень давно, но как педагогическое явление оформилось сравнительно недавно. До появления термина экологическое воспитание", широко был распространен термин "экологическое просвещение". Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Публикация «Значение формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, т. е. правильного отношения ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе и исследовательской деятельности.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней. Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.
Возможность усвоения таких знаний детьми дошкольного возраста доказана исследованиями П. Г. Саморуковой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Е. Ф. Терентьевой и др. [16]. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретном материале, который доступен наблюдению детей, познанию посредством наглядности.
Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи со средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.
Исходным звеном экологического воспитания дошкольников является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой и неживой природы: многообразие живых видов, их приспособленность к среде обитания, изменения в процессе роста и развития.
Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний. В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек. Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам.
В содержании программы учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошкольникам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.
Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:
1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;
2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.
Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, организация опытно-экспериментальной деятельности детей, приобщение детей к регулярному труду.