Ширинкина
Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Ширинкина Татьяна Николаевна.,
студентка ГАПОУ СО «Ревдинского педагогического колледжа.
Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьник
ов. [/i]
Аннотац
ия:[/b]
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Именно в младшем школьном возрасте экологическое воспитание очень важно и зависит от нравственного выбора, от развития мышления. Важно создать детям такие условия, при которых экология будет их интересовать и увлекать. Важно сформировать готовность ребенка к правильному взаимодействию с окружающей средой, учитывая особенности развития.
Ключевые слова: экология, воспитание, мышление, дети, учащиеся.
Экскурсия является одним из организованных видов детской деятельности, в процессе которой воспитывается и повышается интерес к природе, исследуемому объекту и формируется эстетическое отношение к природе.
Младший школьник начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в собственном мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа», у него развивается эмоционально-ценностное отношение к находящемуся вокруг.
Интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию у ребенка прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
Проблема формирования и развития экологических представлений, как в теории методики, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных.
В Концепции учебного предмета «Человек и мир» подчёркивается, что «учебный материал по предмету «Человек и мир» распределяется таким образом, чтобы не только обеспечить чувственную основу в процессе изучения природы родного края, но и создать необходимые условия для работы по формированию таких ведущих экологических представлений, как «природа», «живая природа», «неживая природа», «растения» и т. д., для получения элементов экологических знаний.
В ходе работы по формированию экологических представлений решается задача развития логического мышления и речи на конкретной чувственной основе.
Начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой положили работы, связанные с исследованиями по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева) и неживой (И. С. Фрейдкин) природы.
Начальная школа - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества.
Отношение детей и подростков к объектам природы педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатство, нужно привить ему это с раннего детства.
Чтобы воспитать все эти чувства в детях, необходимо использовать различные методы и формы работы в этом направлении. Одна из ведущих форм экологического образования детей - природоведческие экскурсии.
Экскурсии необходимы во всех тех случаях, когда предмет или явление должны быть рассмотрены в их собственной обстановке. Сюда относятся, например, изучение деревьев, кустарников, трав леса, зимующих птиц, весенних раннецветущих растений и т. д.
Высоко оценивала экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование - сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу». Чем удачнее была проведена экскурсия, чем более она заинтересовала и увлекла детей, тем разнообразнее они будут в дальнейшем реагировать на нее: вспоминать, расспрашивать, отражать виденное и пережитое в игре, в изобразительной деятельности.
Разносторонний мир природы пробуждает у школьников любопытство, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает B. А. Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли». Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости.
Поэтому педагоги, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию.
Таким образом, требования к экологическому образованию и воспитанию
младших школьников, реализуемые в современных школах приобретают все
большую значимость. Эти требования описаны в трудах, как педагогов прошлых веков, так и педагогов-новаторов, как в сочинениях зарубежных
ученых, так и отечественных писателей. Так же они содержатся в нормативных
документах, программах и законах об образовании. С течением времени данные
документы совершенствуются, изменяются, приобретают новые положения,
связанные с экологизацией образовательного пространства, но прежним
остается та база и принципы, на которой построены данные законы.
Основы экологической культуры, как и любой другой закладываются в
раннем возрасте. И именно в начальной школе необходимо уделять особое
внимание формированию у детей понятий и навыков бережного отношения к
природе, к себе и к другим членам общества.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии.
Литерату
ра:[/b]
1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. М. : Издательский центр «Академия», 2003 94 с.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 480 с.
3. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников. М. : Педагогика, 2001 266 с.
4. Логовеева Г. П. Экологическое воспитание первоклассников. //Начальная школа. 2009 №5. 131 с.
5. Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/05/programma-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-kultury-zdorovogo (Дата обращения 14.02.2022).